Если хотите, чтобы было воспитано поколение атеистов — введите обязательный Закон Божий.
(А. Кураев. Разговор «выше пояса»)

gazetaglagol2013dekabr032

Многим известно, что в российских школах уже второй год учащимся преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики». Ученики четвертого класса могут выбрать для изучения один из шести модулей этого курса: основы культур Православия, ислама, иудаизма, буддизма, светской этики или мировых религиозных культур. Целью этого курса должно стать формирование у ребенка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на гуманистических принципах светской этики или на религиозной традиции. Как показывает статистика, большинство родителей желает, чтобы их ребенок узнал о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в рамках светской этики. Таких в прошлом учебном году по всей стране набралось почти 43%. Модуль «Основы православной культуры» в том же году выбрали 31,7% учащихся страны.

Почему получается так, что в стране, где почти 90% населения по факту крещения считаются православными, лучшим выбором для своих детей родители считают светскую этику, а не традиционную религию?

Ответов на этот вопрос за несколько лет апробации модуля «ОПК» и его «законного» преподавания накопилось немало.

Почему в стране, где почти 90% населения считаются православными, лучшим выбором считают светскую этику, а не традиционную религию?

Во-первых, можно предположить, что низкие рейтинги ОПК это даже хорошо. Современное состояние школьного образования, по мнению многих родителей и даже учителей, оставляет желать лучшего. Из этого совершенно ясно следует, что в любой приходской воскресной школе ребенок получит более адекватные знания в области веры.

Во-вторых, остро стоит вопрос кадров. Подготовить квалифицированного специалиста в области православной, да и любой другой культуры, за 72 часа – невозможно. Стоит добавить и то, что будущие педагоги ОПК за 72 часа должны успеть прослушать не только курс лекций по Православию, в эту программу входят все шесть модулей дисциплины (!) Эта ситуация пугает как самих тьюторов, так и родителей и администрацию школ. Подготовкой этих самых тьюторов занимаются отнюдь не священники, как можно было ожидать, а преподаватели института повышения квалификации. Остается лишь надеяться, что в каждой школе найдется хотя бы по одному верующему, который возьмется на совесть преподавать такой сложный и противоречивый предмет как «Основы православной культуры».

В-третьих, все чаще в СМИ появляются заявления о том, что во многих школах родителей склоняют к выбору модуля «Основы светской этики». Однако, администрацию школ в этом случае тоже можно понять. Такие предметы как «Светская этика», «Обществознание», «Культурология» большинству выпускников вузов знакомы не понаслышке. Следовательно, и преподавать их детям по силам любому учителю даже без особой подготовки.

Модуль «Основы православной культуры» в прошлом году выбрали 31,7% учащихся страны

Модуль «Основы православной культуры» в прошлом году выбрали 31,7% учащихся страны

Сегодня многие люди все чаще высказывают сомнения по поводу необходимости преподавания дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в школах. В функционировании его есть множество проблем и неувязок. Но не будем забывать, что предмет этот всерьез ведется только второй год. Будем надеяться, что после вхождения его в колею современного среднего образования, преподавание «ОПК» станет традиционным во всех российских школах.

текст: Наталья СИЗОВА