gazetaglagol2013dekabr045

«Когда я только пришел в храм, церковное пение не было для меня столь важным атрибутом богослужения, даже сложно сказать почему. Но, когда я поступил в Московскую Духовную семинарию и прикоснулся к богослужебным традициям Троице-Сергиевой Лавры, я удостоверился в том, что церковное пение — это то, что позволяет человеку находиться в молитве со всеми.

Традиция петь на богослужении пошла от ветхозаветных времен, когда народ собирался и пел Богу псалмы под сопровождение музыкальных инструментов. Новозаветная Церковь также переняла эту добрую традицию. Однако музыкальные инструменты из обихода христианского богослужения были упразднены и Бог прославлялся исключительно при помощи голоса.

Церковное пение — это то, что позволяет человеку находиться в молитве со всеми

К сожалению, когда Церковь начала расширяться физически, то есть все больше и больше людей приходило в Церковь, начинало утрачиваться некоторое содержание, и поэтому традиция всенародного пения начала исчезать и кое-где прекратилась вовсе. На смену всему храму, который прославлял Бога своим пением, пришли церковные хоры.

Нужно сказать, что, с одной стороны, это было достоинство, а с другой стороны, — недостаток, в том отношении, что несколько ослаблялась именно общинная жизнь. Достоинством же это было прежде всего потому, что появилась возможность исполнять песнопения более совершенно.

Само пение и напевы – дело вторичное, главное же в богослужении христианском то, что мы произносим, читаем или поем. И поэтому нам, находясь на богослужении, необходимо прежде всего стремиться к тому, чтобы мы понимали смысл того, что поет хор, что читает священник.

диакон Вячеслав ЛАНСКИЙ
участник архиерейского квартета Кемеровской епархии