Есть ли в нас место Господу?

Когда говорят «я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает, что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления.

Сегодня мы слышали замечательные слова апостола Павла в его послании к Галатам: «Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел, — и уже не я живу, но живет во мне Христос». А до этого апостол, обращаясь ко всему христианскому миру, но особенно к Галатам, говорит о том, что делами закона — человеческого, ветхозаветного закона, который до пришествия в мир Спасителя регламентировал все стороны и обычной человеческой общественной жизни, и все стороны духовной жизни, — делами, которые направлены на исполнение этого закона, невозможно спастись, потому что человек спасается верой. И заключает эту часть своего послания словами «не я живу, но живет во мне Христос», видимо этим самым говоря о том, что он спасается верой (см. Гал. 2:16-20).

Защита Христовых чувств

Эти слова, может быть, не всем легко сегодня понять. Как это так: сораспяться Христу? Это что, вслед за Ним на Голгофу взойти, отдать всю свою жизнь на страдания и смерть? Совсем не так. Сораспяться Христу означает отождествиться с Ним, с Его словами, с Его жизнью, чтобы не мы жили, но чтобы жив был в нас Христос.

А что такое духовная внутренняя жизнь человека? Из каких составляющих состоит? Таких составляющих три: это наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; это наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств. Так вот, когда апостол Павел говорит о том, что не он живет, но живет в нем Христос, это значит, что его ум, его воля, его чувства подчинены Господу…

Но как же подчинить свой ум Христу? Это что, постоянно думать о Евангелии, о каждом слове Евангельском? Тогда на какие наши человеческие дела хватит нашего ума? Жить во Христе – это значит подчинить свой ум Ему… Поступать по воле Божией, сораспяться Христу своим разумом, чтобы Он жил в нас, это и означает жить в соответствии с Его законом, который нами опознается и через слово Божие, и через закон нашего сердца, через нравственный закон голосом нашей совести.

Что же означает подчинить волю Господу? Это означает, что наше мировоззрение, наше нравственное чувство, которое помогает нам понять, где правда, а где ложь, куда нужно идти, а куда идти никогда нельзя, должно сопровождаться нашими волевыми установками. Когда мы говорим самому себе «остановись, не иди дальше — там грех, там погибель, и никакие блистающие перспективы, ценности, которые сейчас тебя привлекают, не оправдают твоего поступка — остановись и подумай», это и есть воля, подчиненная Христу.

«Остановись и подумай» – это и есть воля, подчиненная Христу

И, наконец, чувства — особая сфера человеческой жизни. Апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). А какое же чувство было во Христе Иисусе? Он был Любовью, Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело воплощать это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных — на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер, а что уж говорить о других людях! Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: «Любите друг друга» (Ин. 13:34). А это означает, что мы должны возрастать в любви. И когда любовь в сердце, когда она горячо-горячо горит, как нужно оберегать это чувство! Иногда смотришь на молодых людей, которые встретились и почувствовали в сердце своем любовь друг к другу, — как они нежны друг к другу, как они нежно держат друг друга за руки, как они обещают идти друг с другом по жизни. Но знаем, что часто от этого чувства ничего не остается, одни только развалины, а иногда на этом месте вырастает и иное чувство — чувство злобы.

Так вот, Бог нам велит не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, а наш современный мир, окружающая нас действительность обрушивают на нас целый водопад этих соблазнов, мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства…

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси