К 1025-летию Крещения Руси

Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси был учрежден не так давно. 1 июня 2010 года президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В списке памятных дат появился День Крещения Руси, который решено было праздновать 28 июля — в этот день Церковью отмечается память равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь.

Крещение Руси

Крещение Руси

Когда крестилась Русь?
Никоновская летопись, сообщая о походе князя Аскольда на Константинополь, отмечает событие крещения киевского князя и русской дружины.

Факт крещения русичей в IX веке после похода кн. Аскольда на Константинополь довольно чётко отмечен в византийских источниках. Ценнейшие свидетельства сохранились в Проповедях (860 г.) и Окружном послании Восточным Патриархам (866 г.) св. Патриарха Фотия Константинопольского — непосредственного очевидца и участника тех событий.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград, в южных русских областях святой Кирилл, просветитель славян, крестил двести семейств, у которых нашел Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо – брошенное по требованию язычников в костер Евангелие не сгорело.

Русь была крещена и в 957 году в лице святой равноапостольной княгини Ольги, приехавшей для этого в Константинополь. Крестил ее сам патриарх, благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью: «Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Были на Руси и церкви, и христианские общины, но лишь в больших торговых городах, где всегда собирались люди самого разного вероисповедания.

В 988 году великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева – были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства.

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия, по некоторым оценкам, он происходит до сих пор.

Рождение русской культуры
Мы часто говорим, что являемся наследниками великого народа, оставившего нам несметные сокровища, имея в виду нашу культуру. Обращаясь к святыням русского народа, к истокам его культуры, мы невольно обращаемся к Крещению Руси. История архитектуры Руси начинается с храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи, история письменности – с составления славянской азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием, история книжного искусства – с Остромирова Евангелия.

Н. А. Струве писал: «крещение дало России все, вернее, создало ее. Нация, государственность, культура родились в крещальной купели. Христианство дало образ, лепоту, смысл разрозненным, кочующим, бесформенным племенам, оно их соединило, включило в исторический процесс, оплодотворило. Всеми своими высшими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева до великой пророческой литературы XIX и XX веков…От «Повести временных лет» до поэзии Ахматовой мы имеем одну неразрывную цепь. Бог открывается русской душе в красоте и таинстве молитвы, а, в свою очередь, земная красота возносится к Богу».

Церковь и самодержавие
2013 год – особый в нашей национальной истории, в марте мы отметили 400-летие избрания на Всероссийский престол государя Михаила Феодоровича Романова. «Это произошло через год после освобождения Москвы от польских интервентов — всего за год Русь оказалась способной сосредоточиться настолько, чтобы созвать Земский собор для избрания главы государства», – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркивает: «Земский собор 1613 года — это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы. Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти, — внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя».

Словно запущенный еще во времена князя Владимира процесс достиг своей закономерной новой фазы, Россия смело шагнула на новый уровень своей истории. В годы правления династии Романовых Русь превратилась в великое государство, распространившее свои территории и влияние от Балтийского моря до Тихого океана.

НИКОГДА И НИГДЕ, НИ В ОДНОЙ ТОЧКЕ ЗЕМНОГО ШАРА, ЗА ТАКОЙ КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ НЕ БЫЛО ПОСТРОЕНО СТОЛЬКО ХРАМОВ, СОЗДАНО СТОЛЬКО ХРИСТИАНСКИХ ОБЩИН

Патриарх Кирилл уточняет: «Не было ни одного царя, который бы расточал земли, — были цари, которые земли собирали. Отождествляя себя со своей страной и со своим народом, они старались умножать вверенное им Богом достояние. Все сказанное не означает, что Романовы были святыми людьми. Только Николай II причислен к лику святых — и то не как царь, не как правитель, не как полководец, а именно как страстотерпец, по-христиански принявший смерть».

Советская вера
Церковь и советская власть – неисчерпаемая тема, предмет целых томов фактов и рассуждений. Вождь коммунистической партии В. И. Ленин, как и другие большевистские вожди, ещё задолго до захвата власти свидетельствовали о своей открыто богоборческой позиции. Коммунисты видели один «путь, как религии, так и всех ее агентов — это путь в архив истории». Заявлениями дело не ограничилось: гонения, ссылки, репрессии – все это вынесли русские, верные православию. Несмотря на гонения, православная вера продолжала существовать, возродившись почти из забвения в годы Великой Отечественной войны, продолжала жить и после. Сегодня мы говорим о новом подвиге – о подвиге новомучеников Российских, ценой своей жизни сохранивших для нас самое ценное.

Феномен возрождения
Уже для многих в нашем обществе 80-е и 90-е годы прошлого века — это история, известная только из книг, лекций, рассказов, фильмов и телепередач. Нужно зафиксировать годы церковного возрождения в исторической памяти людей. Участники заседания Церковно-общественного комитета по подготовке празднования 1025-летия Крещения отмечали, что эти 25 лет, с точки зрения возрождения церковной жизни, — феномен, которому нет равных в мировой истории. Никогда и нигде, ни в одной точке земного шара, за такой короткий промежуток времени не было построено столько храмов, создано столько христианских общин. Никогда не было такого мощного прорыва в церковной и в религиозной жизни, как это произошло на пространствах исторической Руси.

Что дальше?
Какой период развития нашей страны ни возьми красной нитью проходит идея уникальности каждого конкретного отрезка ее истории и эта идея подтверждается неоспоримыми фактами. Оглядываясь на всю историю Руси, становится ясно, что ее рождение – Крещение – это только начало. И каждое последующее событие так очевидно связано с этим рождением… без него Русь не имела бы своей собственной такой уникальной истории. Только опираясь на эту историю, ее опыт, мы сможем пойти дальше.

Текст:
Татьяна Кравченко