Петропавловский храм в Прохоровке

Холодным туманным утром мы едем на электричке из Белгорода в Прохоровку. Я давно мечтала увидеть воздвигнутый здесь в память о погибших на Курской дуге воинов Петропавловский храм. Решающее событие Курской битвы – величайшее танковое сражение под Прохоровкой – произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла. Поэтому храм освящен в честь первоверховных 3 мая 1995 года – в год пятидесятилетия Победы. Мне также очень хотелось увидеть росписи храма, которые выполнил Александр Работнов. Как я уже писала в предыдущих статьях, Александр Работнов начинал свою деятельность как иконописец у нас в Кузбассе. Роспись Петропавловского храма была одной из первых его работ, имеющих исключительно важное, общероссийское значение.

Этот устремленный ввысь белоснежный храм с золотым куполом, по замыслу архитектора должен напоминать зажженную свечу

Этот устремленный ввысь белоснежный храм с золотым куполом, по замыслу архитектора должен напоминать зажженную свечу

Этот устремленный ввысь белоснежный храм с золотым куполом, по замыслу архитектора Д. Соколова должен напоминать зажженную свечу. Средняя часть храма представляет собой колокольню. Храм очень тактично украшен ярусами некрупных кокошников. Когда подходишь ближе, то видишь на кокошниках небольшие инкрустации из цветных изразцов. То есть возникает цветность, храм как будто бы обретает наряд. Это праздничное убранство дополняет еще и звукоряд – щебетанье ласточек, которые облюбовали карнизы храма для своих гнезд.

В интерьере храма доминирует все то же сочетание белого с золотым. Эту цветовую гамму задают прежде всего белые мраморные плиты, на которых золотыми буквами выбиты имена всех погибших в прохоровском сражении солдат. Печально, что до сих пор не могут согласовать количество имен, в разных источниках приводится различное количество погибших – от 7 до 10 тысяч, но в самом храме мне сказали, что на плитах выбито восемь с половиной тысяч имен. За что я могу поручиться головой – так это за то, что в этом списке значится 39 Ивановых! Я посчитала.

Очень светлый, почти белый мраморный пол, паникадило из горного хрусталя: все это делает внутреннее пространство храма удивительно светлым, сияющим

Александр сказал мне, что когда он приступил к росписи, плиты уже были установлены. Поэтому он предельно высветлил фоны, кроме купола, фон которого сияет золотом (это уже мое наблюдение). Иконостас, сделанный москвичами, также имеет белую основу и золотую резьбу. Очень светлый, почти белый мраморный пол, паникадило из горного хрусталя. Все это делает внутренне пространство храма удивительно светлым, сияющим. Поскольку храм посвящен павшим воинам, на столпах Александр изобразил святых воинов. Надпись на балконной балке с западной стороны – «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15) – подчеркивает идею жертвенности. О жертвенности и мученичестве напоминает также композиция Престола, уготованного на западной стене.

Храм не пустует, его посещают и отдельные паломники, и паломнические группы.

Петропавловский мемориальный храм строился, как это принято на Руси, в основном на деньги меценатов и дарителей. Их было пять тысяч – частных лиц, общественных организаций, предприятий, банков и т.д. И горит церковь-свеча в вечную память о великой солдатской жертве.

В заключении хотелось бы почтить светлую память замечательного иконописца Александра Работнова, ушедшего из жизни 4 октября 2013 года, много потрудившегося и на нашей кузнецкой земле. Последний год его жизни явился годом двух юбилеев: 70-летия самого художника и 40-летия его творческой деятельности. В Белгороде эти юбилеи были отмечены персональной выставкой Александра, встречами, публикациями в СМИ. У Александра очень счастливая творческая и человеческая судьба. Он занимался тем делом, о котором мечтал с юности. Расписал по всей России и на Украине в общей сложности 20 церквей. Роспись Петропавловского храма ставит его в первый ряд современных российских иконописцев.

текст:
Вера ЛАВРИНА