Чем можно измерить жизнь?

Проповедь Святейшего Патриарха 22 сентября 2013 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Сегодня воскресный день, который предшествует великому празднику Воздвижения Креста Господня. На языке церковного устава он называется неделей, то есть воскресением перед Воздвижением. И уже сегодня мы слышали апостольское и евангельское чтение, которые помогают нам еще и еще раз задуматься о смысле Крестного подвига Христа Спасителя. И особенным образом звучат слова святого апостола Павла из послания к Галатам, которые мы сегодня слышали. Апостол говорит: ничем не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, — и затем произносит огромной силы и важности слова, — Крестом, которым мир распят (см. Гал. 6:14). Не на котором мир распят — мир не находится на кресте, а которым мир распят.

Святейший Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Кирилл

Что означают эти слова апостола? Они означают только одно — что крест налагается на весь мир как некое мерило Божественной правды и Божественной истины. Сам по себе Крест Христов непонятен. Люди, особенно далекие от веры, не могут понять, что такое Бог, страдающий на Кресте. Зачем нужно было в центре христианского миросозерцания, в центр христианской мысли поставлять Крест — символ страдания? И сегодня существуют некоторые сектантские сообщества, которые не могут понять смысла Креста и говорят: как можно поклоняться Кресту, орудию пыток? На самом деле слова апостола Павла несут в себе огромное значение, имеющее непреходящий смысл для каждого человека. Более всего люди в жизни нуждаются в мериле, в критерии, который они могли бы налагать на все то, что их окружает: на мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных людей.

В самом деле, как отличить правду от лжи, когда ложь никогда не называет себя ложью? Она ведь всегда выдает себя за правду, и в большом и в малом…

Современная философия и распространенный взгляд на жизнь, исходящий из этой опасной философии, утверждает, что сам человек являет для самого себя истину — сколько голов, сколько умов, столько и истин. То, что для меня благо, это и есть благо, и мне безразлично, является ли это благом для других.

Вот апостол Павел, как будто предвидя эти страшные соблазны нашего века, говорит эти пронзительные слова о Кресте, которым мир распят, о Кресте, на котором явилась бездонная, безграничная всеобъемлющая абсолютная Божественная правда. Кто-то может сказать: ну как это так, страдающий человек, искровавленный, избитый, изничтоженный, висящий на кресте, какая это правда? Тем более Христос ведь не был преступником; это было просто беззаконие — схватили невиновного и казнили его жестоко.

Так оно и было бы, если бы Господь Сам не взошел на этот Крест. Будучи абсолютно безгрешным, Он восходит на этот Крест только потому, что Он любит свое творение. И для того, чтобы вызволить человека и всё творение из бездны греха, чтобы открыть людям перспективу вечной жизни, чтобы помочь им познавать подлинную истину, Он восходит на Крест и умирает.

Любовь всегда сопровождается жертвой, и если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь…

А что же это за истина, что же это за абсолютная правда? Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное — всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь…

Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси