… о почитании святых

Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, по словам евангелиста Иоанна Богослова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1, 12).

Почему они уже не рабы, но сыны? «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу». (Рим. VIII, 17).

И Господь во святых Евангелиях говорит Апостолам: «Вы друзья мои.

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Иоан. XV, 14 — 15).

Я называю их богами, царями и господами не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному свободному расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище своего сердца и, приобщившись Ему, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству.

Следовательно, как же не почитать тех, которые получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке.

Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (II Кор. VI, 16).

«Дорогá в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. CXV, 6).

Действительно, что может быть дороже, чем быть в руках Божиих? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся в Его руках пребывают в жизни и свете.

Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония.

И пусть никто не сомневается в этом! Ибо если по воле Божией истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона — из челюсти ослиной, то неужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом, — по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых.

По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые.

После того, как Тот, Кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него.

Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом через них изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозревают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всяко даяние благо от Отца светов (Иак. 1, 17) через них нисходит на тех, которые просят с несомненною верою? Сколь много нужно было бы тебе потрудиться, чтобы найти покровителя, который представил бы тебя смертному царю и замолвил бы пред ним слово за тебя? Поэтому ужели не должно почитать предстателей всего рода человеческого, которые приносят Богу свои молитвы за нас? Конечно, должно почитать, воздвигая Богу храмы во имя их, принося дары, почитая дни памяти их и веселясь духовно.

Будем же мы, верующие, воздавать почитание святым псалмами, гимнами и песнями духовными, сокрушением сердца и милосердием к нуждающимся, что более всего благоугодно и Богу.

Будем воздвигать им памятники и видимые изображения и через подражание их добродетелям сами сделаемся одушевленными их памятниками и изображениями.

Будем почитать Богородицу, как в собственном смысле и воистину Матерь Божию; пророка Иоанна, как Предтечу и Крестителя, Апостола и мученика.

Будем почитать святых отцов наших, богоносных подвижников, претерпевших более продолжительное и более тягостное мученичество совести.

Будем почитать живших до благодати пророков, патриархов, праведников, предвозвестивших пришествие Господа.

Взирая на образ жизни всех этих святых, поревнуем их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы.