Многодетная семья — счастливая семья!
В конце 2016 года на сайте Милосердие.ру появилось интервью о таком явлении, как многодетность, с настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцентом Московской духовной академии, главным редактором портала Богослов.ру, отцом четверых детей, протоиереем Павлом Великановым. Разговор получился откровенным и вызвал весьма неоднозначную реакцию читателей. В итоге уже через сутки интервью с сайта сняли. Сегодня прочитать его можно на личной странице отца Павла в Живом журнале и на сайте Правмир.ру.
О некоторых аспектах этого интервью мы поговорили с руководителем Отдела эксплуатации зданий Кемеровского епархиального управления протоиереем Александром Орловым.
Книга Бытия говорит: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27—28).
Святой пророк Давид говорит: «Вот наследие от Господа дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126» 3). К сожалению, многими сегодня дети воспринимаются не как дар Божий, а как обуза, помеха в достижении земного благополучия, карьеры — одним словом, удобств жизни сей.
— Отец Александр, как вам кажется, почему это интервью вызвало такую бурную реакцию: от полного неприятия до искреннего восхищения тем, что наконец-то рассказали всю правду о том, что такое многодетная семья?
— Отца Павла Великанова я знаю как очень хорошего, оптимистичного человека. Статья с его интервью в каком-то смысле меня немного удивила, потому что она наполнена пессимизмом. Есть какая-то настройка на разочарование в отношении православного мира: православные рассматриваются как люди, которые идут не совсем правильным путем.
— Из чего вы сделали такой вывод?
— Например, когда в качестве примера отец Павел приводит следующее, цитирую: «Однажды я летел с малолетним сыном в Минеральные Воды. Почему-то нам указали места в разных рядах. Так вот, единственный, кто без всяких разговоров и просьб вскочил и поменялся местом, был мусульманин из одной из закавказских республик. «Конечно, батюшка, о чём разговор?» Остальные – наши, родные, русские, с крестами на груди, молодые и взрослые, делали вид, что не слышат, а то и просто отшивали: «Не видите что ли, я уже сижу, и это – моё место!» Когда вы приходите в кафе, например, то видите, что мы, русские, всегда сидим обособленно, поотдельности, а мусульмане стараются не только поприветствовать единоверцев, но и сесть рядом друг с другом. Даже если в помещение заходит какой-то новый мусульманин, он тут же органически вписывается в это сообщество, несмотря на то, что ни с кем не знаком».
Ну, насчет наши «родные русские» – согласен, а насчет того, что «с крестами на груди» – категорически не согласен. Почему? Потому что основная проблема нашей страны сегодня в том, что она называется Русь православная, а на самом деле она уже далеко не православная. Конечно, многие крещены, но многие не носят даже креста на груди. Из личного опыта могу сказать: моя дочь, пока не пошла в школу, была твердо уверена, что она живет в среде, где все верующие и все православные. Когда она впервые пришла из школы, то с ужасом отметила, что никто не носит крестик. Для нее каждый раз было радостным событием, когда она узнавала, что кто-то из ее одноклассников носит крестик или посещает воскресную школу. И это только один класс, такое происходит во всех классах, во всех школах, по всей стране… У нас мало людей, которые носят кресты, поэтому говорить «наши русские… родные с крестами на груди», это полнейшее заблуждение. Давно Русь перестала быть православной в подлинном смысле этого слова. Я уверен, что, если бы отец Павел встретил человека, носящего крест, по-настоящему православного, который видит, что нужна помощь, была бы совсем другая реакция. Мне кажется, что восторг по поводу мусульман и разочарование по поводу православных не совсем правильное. У мусульман так веру не вырезали. Другой момент, когда отец Павел говорит, что мусульмане стараются не только приветствовать, но и сесть рядом друг с другом, держатся вместе, не в пример нам. Да, у нас в России это так: малые народы всегда друг к другу тяготеют, потому что, когда вокруг другая культура и другая вера, нужно друг друга поддерживать. Естественно, люди, находящиеся на чужбине радуются, видя единоверца или соплеменника. Другой вопрос, как мусульмане живут в своих мусульманских странах? У нас, например, католики, протестанты, православные – не враждуют друг с другом смертно, а у мусульман шииты, сунниты, алавиты и множество других течений ненавидят друг друга, вплоть до смертоубийства.
Вот еще отец Павел пишет, что мы романтизируем культ многодетной семьи, цитирую: «Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем. На самом деле мне чаще приходится сталкиваться с другой серьезной проблемой – когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного «Символа веры», то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно». Вопрос: кто культивирует? Сами многодетные родители точно этого не делают. Это же не машина, о которой ты мечтал и ее романтизировал, а потом сел – и разочаровался. Вот это можно понять… А многодетность, она же не за один день происходит, не сразу же ты шестерых детей родил. Ты родил одного, родил второго, третьего… И по своим силам смотришь – справляешься ты или нет, способен дальше эту ношу нести или нет.
Как это возможно вынужденно? Тебя разве плеткой заставляют быть многодетным? Рождение и воспитание ребенка – это процесс, протяженный во времени, а значит, у тебя есть время, чтобы подумать. И это сознательный, а никак не вынужденный выбор (мы не говорим сейчас об асоциальных семьях). И во всяком случае любая добродетель – это понуждение себя. Вспомним слова церковного Писания: «Царство Божие нудится, и нуждицы восхищают его…». Ты хочешь получить Царствие Божие, ты должен его заслужить. Или ты хотел делать добрые дела и не встречать никаких препятствий на своем пути? Есть и жизненные препятствия, есть и дьявол, который противится всякому действию добродетельному. Всегда приходится бороться и со своими страстями, и с внешними обстоятельствами, и с бесовскими искушениями. Поэтому, многодетность – это труд, постоянное понуждение себя.
Наша публика – это люди думающие. Мы воспитываем своих прихожан. Именно им мы говорим о том, что надо рожать детей, надо стараться воспитывать их правильно.
И нужно помнить, что Церковь не осуждает тех, у кого мало детей. Церковь говорит только, что много детей – это хорошо. Понятно, что, когда большая семья приходит в церковь, когда дети, как ангелы, молятся и причащаются, со стороны это выглядит очень романтично. Но каждый человек, глядя на такую картину и такой пример, для себя решает сам, сможет ли и он стать отцом или матерью такого большого семейства. Те, кто не нашли в себе силы, останавливаются на двух-трех детях, и им в этом никто не препятствует.
— Отец Павел говорит, что только те, кто вышел из многодетной семьи, могут создавать многодетные семьи, Вы, отец Александр, с такой постановкой вопроса согласны?
— И это не совсем так. Вот конкретный пример: мой тесть не из многодетной семьи. Более того, его отец погиб, а мать оставила его на воспитание бабушке совершенно одного. И при этом у него многодетная семья и он ратует за то, чтобы у нас у всех были такие семьи. У меня пятеро детей, и я счастлив. А сложности, трудности, бессонные ночи – их никто не отменял. И, знаете, детям не нужно внимание с утра до вечера. Просто нужно его уделять. Дело не в количестве, а в качестве. Пришел и час вечером позанимайся с детьми, похвали ребенка за его рисунок, за первые каракули, он это на всю жизнь запомнит.
— Отец Павел Великанов высказывает мысль о том, что мы, русские, утратили самоидентификацию (веру, традиции) в силу страшных гонений времен революций и Второй мировой войны, где нас просто перемололи в фарш, из которого теперь лепят что хотят… Именно поэтому мы «врозь»! Вы с этим утверждением согласны?
— Здесь я полностью согласен с отцом Павлом, еще раз подчеркну, что мы только формально православные, а по факту тех, кто по-настоящему верит, по статистике только 1-2 процента. Действительно, нас перемололи, и веру, и культуру, и традиции… Только сейчас перестали смеяться, что человек верующий. Человек может сказать, что он верующий, и это примут как его личную позицию. Совсем недавно было совсем по-другому: если ты верующий, то ты, минимум, какой-то смешной клоун.
Само понятие планирования семьи возникло фактически только во второй половине XX века благодаря достижениям медицины. До этого не только в низших классах, но и в высших его не было. И Менделеев, например, был семнадцатым ребенком, Бах – восьмым, у Петра I было одиннадцать детей, а у отца его царя Алексея Михайловича – шестнадцать… Вопрос планирования семьи в предыдущие тысячелетия человеческой истории просто не стоял. И стоять не мог, так как не было к этому никакой возможности. Потому женщины рожали детей столько, сколько им Бог давал. У кого-то был один ребенок, у кого-то два, а у кого-то – пятнадцать детей.
— Как вам кажется, Можно ли эту ситуацию изменить?
— Я считаю, что с Божьей помощью все возможно. Если мы будем жить сами нашей маленькой православной средой, будем жить правильно и праведно и об этом проповедовать, причем не только на словах, но и собственным примером, неизбежно, потихонечку (пусть мы и не застанем это время, а только наши дети или внуки), но с Божьей помощью все можно возродить.
— Я часто слышу фразу: «Бог дал на одного, даст и на пятерых». Отец Александр, не кажется ли вам такое отношение слишком инфантильным?
— Конечно, если человек считает, что как только он родит шестерых детей, Господь пошлет ему как из рога изобилия, это глупо. Надо понимать, что с каждым новым ребенком в кошельке будет немножко меньше. Но в этом и выбор: что ты хочешь, воспитывать детей, дарить им любовь и радоваться; или ты хочешь жить в достатке. Я знаю много многодетных семьей, которые живут небогато, но сказать, что они несчастны, я не могу.
— Отец Павел говорит, что многодетность не панацея от распада брака и он встречал многодетные семьи, в которых 4-5 детей и супруги расставались. Это так?
— В каком-то смысле, если между супругами нет любви и люди себя не понуждают к тому, чтобы полюбить свою половинку, не вымаливают любви у Бога, потому что любовь – это тоже дар Божий, и его надо в себе взращивать, то, конечно, какие-то обстоятельства могут разрушить семью. Но мне кажется, что многодетные семьи гораздо крепче, и распад такой семьи – особенно громкое событие, именно потому, что редкое.
— То есть многодетная семья равно счастливая семья?
— По своему собственному опыту и опыту окружающих семей, многодетная семья – счастливая семья! Да, со своими трудностями, со слезами, с бессонными ночами, но счастливая!
— Отец Александр, меня всегда волновал такой вопрос в отношении многодетных мам: они же не железные! Я знаю женщину, которая родила 18 детей, и ее здоровье никак нельзя назвать удовлетворительным. Неужели к вам никогда не приходили прихожанки с тем, что у них просто физически нет сил — становиться матерью в пятый, десятый раз?
— Конечно, надо женщине давать отдых, ведь и яблоня через год плодоносит.
— Допустимо ли предохраняться в таком случае?
— У нас, если не ошибаюсь, был Архиерейский Собор, на котором были прописаны определенные правила в отношении контрацепции и были допущены определенные виды контрацепции, как наименьшее зло, по сравнению с контрацептивами, являющимися абортивными и самими абортами. И Архиерейский Собор постановил, чтобы из двух зол выбирать меньшее. Конечно, контрацепция не благословлена Церковью, но, по крайней мере, лучше допустить контрацепцию, которая не дает аборта, чем аборт.
Тем не менее, я считаю, что многодетных семей должно становиться больше. И вот почему! Я сравнил демографию в Грузии и Российской Федерации за 2016 год. Так вот, на начало декабря в Грузии рождено 51 759 человек, умерло 43 328 человек. Но у них отмечается демографический кризис, потому что многие уезжают. У нас демография идет вверх, но только за счет приезжающих. А если по статистике рождений и смертей, то картина такая: на начало декабря в России родилось 1 749 630 человек, а умерло 1 907 938.
После этого речь о том, что мы не должны говорить людям о желательной многодетности (хотя бы троих детей иметь), вестись, на мой взгляд, не может. Это нужно для того, чтобы мы хоть чуть-чуть в «плюс» шли. Это важно с точки зрения сохранения нации и российской крови! Мы просто вымираем, как мамонты. И если у людей не будет осознания, что, когда два человека родили одного, арифметика идет в минус, мы просто исчезнем! И вот это по-настоящему страшно.
Беседовала Ангелька Вольф
Комментарии закрыты.