О церковном пении мы поговорили с регентом Знаменского собора г. Кемерово Жанной Чеботаревой.

— Красота церковного пения очень часто становится тем, что приводит человека в храм. Как человек приходит в церковный хор, начинает заниматься церковным пением?

— У каждого своя дорога. Я, например, когда первый раз пришла в храм, была еще даже некрещеной. Не говоря уже о том, чтобы что-то знала о Церкви или о Боге. Это произошло скорее всего по зову сердца. Я с самого детства пела во всех самодеятельных хорах, где только могла устроиться. В то время я училась в институте культуры и узнала, что строится Знаменский собор. Причем, как оказалось, собор еще не построен, а хор уже действует. Его регентом был Николай Романович Зданевич, теперь, к сожалению, уже покойный. Его дочери были моими однокурсницами, и я спросила их: «Можно ли мне прийти?» Вот я такая некрещеная пришла на службу. И уже через несколько служб уставщик храма (тогда это была матушка Вера Курлюта) предложила мне принять Святое Крещение. И под впечатлением от впервые увиденного мной богослужения я согласилась.

У любого человека свой путь к Богу. Точно так и у певчих. Кто-то приходит и остается, кто-то приходит и…уходит. Бывает, что даже священнослужители уходят из Церкви, что уж тут о певчих говорить.

В Церковь вообще каждый приходит по своим мотивам. Нельзя сказать, что у всех один путь к Богу. Так и в церковный хор каждый приходит по своим причинам, кто-то относится к этому как к работе или даже подработке. А кого-то Господь привел, что называется, «по зову сердца». Кого-то приводят в храм свалившиеся на него невзгоды, а кого-то, наоборот, то счастье, которое он испытал.

— Некоторым людям нравится, когда церковный хор поет стройно, в его основе заложены красивые, хорошо поставленные голоса профессиональных певцов. А некоторые не приемлют такого пения, им милее искренность и не приукрашенная простота пения бабушек на клиросе. Что более способствует созданию молитвенного настроения пришедших в храм людей?

— Когда у людей есть вкус – они тянутся к хорошей музыке. Они приходят в храм и услышав, как красиво поет хор, начинают ходить только для того, чтобы послушать красивое пение. Но когда человек ходит год или два, или три, он постепенно перестает слушать хор, он сосредотачивается на своей внутренней молитве. И если ему хор не мешает, то и слава Богу! А если хор поет навязчиво, как-то чрезмерно вычурно, так, что иногда хочется не перекреститься, а зааплодировать, или, не дай Бог, хор поет грязно и фальшивит, то, вы сами понимаете, – это отвлекает. И вот, когда такая критическая масса неприятных впечатлений от пения хора накапливается, человек, естественно, начинает искать тишины, сосредоточенности и иногда начинает предпочитать тихое пение на клиросе. Участие женщин в церковном пении – явление относительно недавнего времени. Православный хор изначально – мужской. Но, по загруженности мужчин и их катастрофической нехватке, в пении начали участвовать и женщины. Особенно это проявилось в советские времена, потому что в храм ходили в основном бабушки, которые в силу возраста уже не опасались никаких репрессий по отношению к себе. Сейчас в церкви поют смешанные хоры. Но мужчин по-прежнему не хватает. Особенно дефицит теноров. Приходится заменять их женским голосом в теноровой партии. У нас в Кемерово почти в каждом храме есть мужские голоса. Однако поющие мужчины, особенно воцерковленные, нередко идут служить в алтарь и в дальнейшем принимают сан священства.

По-настоящему поющих людей, к сожалению, у нас не так много. У нас ведь нет обязательного всеобщего музыкального образования, как в других странах. В некоторых странах все дети с раннего детства выбирают какой-либо музыкальный инструмент и музыкально образованы. Это развивает и вкус, и память. А у нас у основной массы населения вкус не развит. СМИ, как жвачку, по всем каналам гоняют попсу. Нормальные певцы и исполнители есть, но где они в эфире?

— Может поэтому так редко на службе в храме звучат произведения Бортнянского или Рахманинова?

— В нашем соборе произведения Д.С. Бортнянского звучат довольно часто. А Рахманинов… Его знаменитая Всеношная звучит только один раз в году в ближайшую после его дня рождения субботу и только в том храме свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где
С.В. Рахманинов был прихожанином. Это очень протяженное по времени произведение, рассчитанное на многолосие. (Не всякий хор сможет с ним справиться).

А Бортнянский в нашем репертуаре присутствует всегда. Его концерты написаны практически на каждый двунадесятый праздник. А также произведения для церковного хора таких авторов, как А.А. Архангельский, С.А. Дегтярев. Архангельский как раз первым ввел в церковный хор женские голоса. Наш хор исполняет во время службы и более современных авторов начала ХХ века, таких как П.Г. Чесноков, В.С. Калинников, А.Д. Кастальский, и совсем современных: таких как Владимир Ковальджи, Анатолий Гринченко, Андроник Трубачев и многих других. Каждый строит репертуар коллектива на свой вкус. Мы знакомимся с различными композиторами, направлениями, но придерживаемся в основном классического стиля.

— А что-то из древних музыкальных произведений, таких как опусы Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина, Косьмы Майюмского, сохранено, записано как-то и исполняется ли в современной церковной службе?

— Ну, Роман Сладкопевец жил, как вы помните, в VI веке. И он жил в Греции, сам он был родом из Сирии. Так что его произведения если и сохранились, то скорее в греческой певческой традиции. И его напевы более размеренные, длинные. В то время и жизнь была замедленная, не такая сумасшедшая, как сейчас. И сейчас у них строй церковного пения тоже более тягучий, и участвуют в хоре 2-3 человека, ведь поют они в унисон.

— Может ли верующий человек стремиться к тому, чтобы петь? Как определить, есть в нем талант или нет?

— Пение – это всегда немножко любование красотой своего голоса. Поэтому очень опасно развивать у ребенка только вокальные данные. Лучше сначала заниматься на каком-либо музыкальном инструменте. Ребенок познает основные азы, нотную грамоту. А там уже как Бог даст. Для того, чтобы петь в церкви, необязательно быть солистом. Можно просто петь в хоре, помогать другим и в то же время самому молиться. Так что пение — это путь далеко не каждого. Для нашего хора необходима профессиональная подготовка, которая подразумевает уровень музыкального училища или консерватории. У нас все-таки собор, кафедра. Архиерей служит.

— А как вы относитесь к иеромонаху Фотию, к его участию в шоу «Голос»?

— Я его не слушала, не слышала и не хочу слышать. Монах (от слова «моно») должен сидеть в монастыре и молиться, помогать людям прийти к Богу. Это его стезя. Он его выбрал, этот путь, его туда никто насильно не вёл. Я не считаю, что здесь нужно говорить о каком-то престиже церковного пения или престиже Церкви. Это чисто рекламный ход. Задача Церкви – спасение человеческой души, а не иметь успех у публики.

— Есть ли у вас любимые произведения?

— Мы исполняем много разной музыки. Мы движемся, мы развиваемся. В какое-то время мне интересно одно произведение, и мы часто его исполняем, в какое-то время – другое. Невозможно всю жизнь читать одну и ту же книгу. Музыки настолько много написано, что ее не исчерпать за всю жизнь.

 
* * *
 
 

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные отмечают также день памяти преподобного Романа, прозванного «Сладкопевцем». Житие этого святого разительно отличается от историй жизни других святых. Этот сириец не прославился какими-то громкими чудесами, он не отличался какой-то особенно праведной жизнью, не стал мучеников за веру. Его особенностью было то, что сначала он не мог достойно принимать участие в богослужении из-за отсутствия голоса и слуха, а затем благодаря горячей молитве Богородица дала ему дар такого необыкновенного пения, что прославило его на века. Он стал учителем пения в столице Византийской империи. Его стараниями певческое искусство сделало его подлинным украшением богослужения. Его наследие насчитывало более тысячи молитв и гимнов. Именно он был автором первого акафиста Божьей Матери, ставшего образцом для составления всех прочих акафистов. К сожалению, до нас дошли далеко не все его творения.

Беседовал
Михаил ЛОГУНОВ