14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день.

Согласно базы данных «Храмы России», на территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 1384 храма. Статистика включает действующие, сохранившиеся и не сохранившиеся храмы (также домовые), часовни, молельные дома и прочее.

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Проявившись однажды в Константинополе, чудо Покрова Пресвятой Богородицы начинает непостижимым образом разнообразно повторяться в различные времена и эпохи как ответ на молитвы христиан, что естественным образом закрепляется как в иконографии, так и в русской словесности. Наши соотечественники поклонение Покрову Богородицы отражают не только в летописях и сказаниях, но осмысливают духовную суть данного события в пастырских проповедях, в сказаниях о чудотворных иконах Покрова Богородицы, а также в устном народном творчестве и самых разнообразных волнах словесных преданий, которые исходят от многочисленных икон и храмов, посвященных данному событию. Следует отметить, что на Руси предания о данном празднике носят характер государство и народообразующих.

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём. Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. λέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Информация, известная нам о самом чуде, совершившемся в Константинополе в 910 году во Влахернском храме Богородицы, восходит к житию блаженного Андрея Юродивого. Как повествуют русские предания, блаженный подвижник, сподобившийся созерцать само чудо, был славянином, родом из новгородских «словен». Служба празднику Покрова Пресвятой Богородицы известна нам по спискам XIV века, которые носят черты новгородского происхождения.

Знание об особенной сути праздника Покрова для русского православного мира сохраняется и в новое время. Оно хранится прежде всего в чинопоследованиях и проповедях на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в сказаниях о чудотворных иконах, отображающих данный праздник.

Начиная с XIX века память о празднике Покрова запечатлевается в устном народном творчестве и передается в фольклорных сборниках. Именно на данный период мы предлагаем обратить более пристальное внимание.

Возьмем, к примеру, размышления о празднике Покрова, присутствующие у известного русского философа и богослова отца Сергия Булгакова: «…Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».

Отец Сергий Булгаков подчеркивал еще одну очень важную роль праздника Покрова для русского народа: «Богоматерь радеет не только за отдельные сердца, но и общее, народное сердце, за его выбор, за его верность Свету, высокому духу, Господу».

Что касается творчества новых светских писателей, то наиболее ярко картина праздника Покрова Пресвятой Богородицы отображается в произведении Ивана Шмелева «Лето Господне». Для иллюстрации представления писателя о празднике Покрова, приведем цитату мальчика, героя повести Ивана Шмелева «Лето Господне»:
«Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: “сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом – Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся”.

А я – увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видал, дадено ему было видеть и нам возвестить, – в старинном то граде было, – -чтобы не устрашались люди, а жили-радовались.
– Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом».

В творчестве Достоевского описываемый нами праздник также нашел свое отражение.  Неслучайно модель мира Верховенского Петра в романе «Бесы», являющаяся антиподом христианской модели, отражает мнение данного героя, которое сводится к тому, что разрушение старого мира «к началу будущего мая начнется, а к Покрову все кончится», ведь Россия считалась уделом Пресвятой Богородицы и от Византии, вместе с верой, Русь переняла веру в заступничество Пресвятой Богородицы.

В другом романе Достоевского — «Братья Карамазовы» судьба Дмитрия Карамазова тесно связана с темой нашей статьи. Дело в том, что движение Мити во время «приключения» с Лизаветой Смердящей и в ночь убийства его отца и происходит по идентичному маршруту: начиная с Соборной площади к западной части города через мост. Но здесь резонно возникает вопрос: почему в одном преступления не происходит, а в другом герой приходит к падению? Все дело в том, что Воскресенский собор, называвшийся до 1403 года храмом Покрова Пресвятой Богородицы, находится на соборной площади Старой Руссы, которая в свою очередь является прототипом аналогичного места в данном романе. Именно здесь, в данном соборе, хранилась главная святыня города – чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Старорусская». И далее в романе Дмитрий Карамазов объясняет произошедшее с ним в ночь преступления как чудо: «…Слезы ли чьи, мать ли моя умолила Бога, дух ли светлый облобызал меня в то мгновение – не знаю, но черт был побежден».
Следует отметить, что данному празднику и храмам, построенным в честь него, и по сей день посвящают свои произведения самые разнообразные поэты. Здесь можно упомянуть такие произведения, как «Покров» И. Рутенина, «Зодчие» Д. Кедрина, «Покров Пресвятой Богородицы» Н. Кельша, «Храм Покрова» Б. Чичибабина и многие другие.

текст: иерей Евгений Соколов