1. Как возник чин воздвижения креста и что это такое? После обретения древа Креста Господня в 325-326 гг. в Иерусалиме собралось огромное количество народа, чтобы увидеть и прикоснуться к главной христианской святыне. Для того, чтобы древо Креста могли увидеть все, епископ Макарий поднимал его (по-славянски — «воздвизал», «воздвигал») высоко над собой. Это стало повторяться из года в год и постепенно вошло в богослужебную традицию, которая и по сей день существует в некоторых храмах и монастырях. Пять раз при стократном пении «Господи, помилуй»  священник или епископ совершает воздвижение  креста (т.е. поднимает крест) на четыре стороны света: на восток, запад, юг, север и ещё раз на восток. Затем все молящиеся целуют крест и помазываются святым елеем. При этом поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот тропарь еще раз подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя. Крест на аналое лежит до 4 октября.

2. Чин поклонения Кресту Господню повторяется трижды в году: в неделю крестопоклонную в Великом посту, в первый день Успенского поста (14 августа, когда воспоминается происхождение, или изнесение Честных Древ Животворящего Креста) и 27 сентября — в праздник Воздвижения Креста. Чин воздвижения совершается только в сентябре. Во всех трех случаях вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя, поэтому в эти дни христиане держат сугубый пост.

3. Именно на праздник воздвижения Креста отправилась в Иерусалим вместе с паломниками Мария Египетская, будучи ещё нераскаявшейся грешницей. И, как мы узнаем из жития преподобной, именно в этот праздник перед дверями храма, в который ее не пускала ка-
кая-то неведомая сила, началось ее покаяние.

4. Песнопения службы Воздвижения Животворящего Креста Господня очень схожи с песнопениями недели Крестопоклонной во время Великого поста, когда для утешения и укрепления в вере христиане сугубо поклоняются святому древу. А в череде сентябрьских будней, далёких по времени от Святой Четыредесятницы, для верующих этот праздник — напоминание центральных событий евангельской истории. Тексты песнопений этого праздника очень возвышенны, торжественны, исполнены победоносного чувства:«Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость».

5. Значимость праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня в Церкви настолько велика, что даже память святителя Иоанна Златоуста, почившего в этот день в 407 году, была перенесена на 13/26 ноября.

6. На Руси существовала традиция украшать аналойные кресты последними осенними цветами и рябиновыми ветками. В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

В народном сознании этот день связывался с «движением» природы — постепенным переходом осени в зиму, что отразилось в поговорках: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся», «На Воздвиженье последняя копна с поля движется и последний воз на гумно торопится».

К Воздвижению старались закончить строительство обетных, то есть заложенных по обещанию, храмов и часовен, и воздвигнуть над ними крест.

7. В Греции и на Кипре существует обычай освящать в праздник Крестовоздвижения пучки разных душистых трав: мяты, базилика, герани и других. Освященными травяными букетиками, как кропилом, верующих окропляют святой водой, а после службы веточки травы можно взять домой.

8. В мировой живописи тема крестных страданий Спасителя была центральной для многих художников. Триптих «Воздвижение Креста» Питера Рубенса – произведение, с появлением которого началась новая эпоха в искусстве – эпоха барокко. На центральной картине триптиха изображено поднятие креста с распростертым на нем Христом. До этого художники изображали статичное положение с распятым Спасителем. Рубенс же сделал зрителя картины активным участником действия, наполнил фигуры динамикой, мощностью фигур, выразительностью поз.

9. В середине XVI века в Москве бы построен Крестовоздвиженский монастырь, который дал название улице Воздвиженка и Крестовоздвиженскому переулку, – топонимы существуют и сейчас.
Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыли после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

10. В Кемеровской области свой престольный праздник в этот день отмечает храм Воздвижения Креста Господня в Беловском благочинии в поселке Совхозный. Единственный Воздвиженский храм на территории Кемеровской митрополии был открыт в 1995 году в здании бывшей пекарни ООО «Белагросервис».

текст: Евгения Нарайкина