мы не достучимся до Него, мы никогда не сможем пройти по водам, напрасны наши молитвы

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в новоосвященном храме Рождества Христова г. Новокузнецка (храм был освящен самим Патриархом 25 августа 2013 года, в День шахтера)

glagol_2016_08_0005

Удивительным образом с сегодняшним праздничным днем совпадает воскресное евангельское чтение (Мф. 14:22-34). Это чтение повествует о том, как Господь Иисус Христос ночью, по воде как по суше, шел к той лодке, в которой были апостолы посередине Генисаретского моря и которая терпела бедствие, потому что ветер был очень сильным. Лодку заливали волны, апостолы-рыбаки были в страхе. И вдруг ночью увидели идущего к ним по воде Спасителя и подумали, что это призрак, окликнули Его. И когда убедились, что это Он, то тогда апостол Петр, всегда горящий в вере и в словах, говорит: «А могу ли я к Тебе прийти, Учитель?» И Господь отвечает ему: «Иди». И он переступил борт этой терпящей крушение лодки и пошел по воде. В какой-то момент сила ветра и высота волн напугали Петра, и он стал тонуть. И обратился к Спасителю за помощью, и Тот сказал ему: «Маловер», — и протянул руку, извлекая его из этой водной стихии.

То, что произошло с апостолом Петром, происходит с каждым из нас, потому что в какой-то момент жизни, концентрируя все силы на одном, в молитве обращаясь к Богу, мы достигаем просимого. И какой радостью отражается в наших сердцах этот Божественный ответ на нашу молитву! У нас вырастают крылья, мы становимся сильными. А потом погружаемся в гущу повседневных событий с их радостями, скорбями, с их конфликтами, недоразумениями. Мы омрачаем свою душу, мы пачкаем свою первозданную небесную ризу в грязи человеческих отношений — уж какая там цепь с Богом… Самое лучшее — перекрестимся с поспешностью утром, побежим на работу, а целый день Бога и не вспоминаем. Вечером кто помолится, а кто не помолится, кто-то в воскресение придет в храм, а кто-то не придет.

И вдруг в какой-то момент нас посещает горе, и мы начинаем молиться и удивляемся: Бог не слышит, не помогает. Почему? Да по той же причине, по которой перестал помогать апостолу Петру: нет этого мощного духовного посыла от нас к Богу, и Бог не воспринимает наши молитвы. Он не воспринимает нашего обращения к Нему, когда это обращение на 55-м или 105-м месте в нашей ежедневной повестке дня, когда у нас другие приоритеты, когда у нас другое целеполагание: а так, между прочим, вроде как и должен помочь, ведь в храм пришел, свечку поставил, какой-то рубль положил, так в ответ давай, помогай. Так не бывает — именно потому что Бог сделал нас свободными, и Он уважает наш выбор. Если для нас Бог на 105-м месте, мы не достучимся до Него, мы никогда не сможем пройти по водам, напрасны наши молитвы. Дар веры — это величайший дар. Как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «там, где вера, там и сила, а где неверие, там немощь».

Чтобы Бог помогал, чтобы Он слышал нашу молитву, мы должны концентрировать свои духовные силы, мы должны не забывать Бога. Мы должны знать Его слово, открывать Евангелие, читать его, мы должны иметь навык молитвы, мы должны посещать храмы Божии. И вот тогда наша человеческая немощь, которая замешана на безверии, на маловерии, на безразличии, на суете, на человеческих заботах, начнет возмещаться силой Божией.

Когда становится особенно страшно, когда человек полностью попадает в этот сектор, где он не может повлиять на развитие событий никакой человеческой силой, как, например, тогда, когда воин поднимается в атаку или когда человек проходит чрез стихийные бедствия, через катастрофы — никакие человеческие силы, никакие технологии, деньги, никакая власть не могут повлиять. В лучшем случае власть может хорошо организовать ликвидацию последствий, но никогда не может повлиять на то, чтобы прекратился природный катаклизм или какая-то страшная авария. Это тот сектор, в котором только одна сила может быть эффективной — сила веры. Перед нами пример Петра, идущего по волнам, побеждающего закон тяготения, и утопающего в тот момент, когда он перестает верить, и дивные слова Златоуста: «Там, где вера, там и сила. Где неверие, там слабость».