glagol_2016_08_0069

Так было всегда, и так всегда будет. Коротка жизнь человеческая. Многие мечтают ее продлить, наука бьётся над чудодейственным эликсиром жизни. А есть чудаки, которые осознанно живут так, что с самого начала понятно – не долгожители.

Возьмите нас с вами. Кто заставляет нас жить в этом суровом климате? Мало того, что снега по полгода, морозы, природа, противостоять которой нужен тот еще характер, так еще и живем в бассейне (одно слово – сибиряки!). Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Бывшее дно морское. И благодаря тому, что на этом дне клады закопаны, не пиратские, конечно, а угольные, большая часть кузбассовцев занимается добычей этого богатства.

Но это сейчас. А раньше в Сибирь ехали только по большой нужде — по казенной: либо отбывать срок, либо сторожить тех, кто этот срок отбывает. Сибирью пугали. И, наверно, неспроста. Тяжко было здесь всякого рода страдальцам, от издевательств, от работы непосильной, от отсутствия удобств элементарных. Порой мука была такая, что не вынести ее, и умирали, конечно, многие.

Все мы так или иначе потомки тех, кто выстоял, не сдался, заселил этот суровый край. И уже добровольно мы живем здесь и добровольно же спускаемся в недра земли. Не потому, что сулит нам эта работа богатство несметное, не потому, что прославит шахтера труд его тяжкий, порой экстремальный, просто надо же кому-то это делать. И недаром сказал как-то наш губернатор Аман Тулеев, открывая памятник шахтеру на Красной горке: «В каждой лампочке, которая горит, есть капля крови шахтера».

Кто хоть раз спускался в забой, тот поймет. Это правда тяжело и порой крайне опасно, несмотря на современную технику, на службы спасения, на всякие приспособления, придуманные за многие годы. Секунда – и коварный метан взрывается и обрушивает тебе на голову кровлю и в многие тонны земли над ней. И не одни спасатели не примчатся на помощь, просто не успеют. Спасибо если потом найдут твои останки, выкопают и потом снова предадут земле с полагающимися почестями. Все шахтеры знают об этом, помнят и все равно спускаются в очередную смену в забой. Спросите их, почему они это делают? Вряд ли получите какой-то пафосный ответ. Скорее всего скажут просто: «Такая работа».

И вот накануне очередного чествования людей, совершающих этот нелегкий ежедневный подвиг, напомним – в этот день не только живых или погибших шахтеров мы вспоминаем. В День шахтера в церквях Кузбасса состоится служба в воспоминание Собора Кемеровских (Кузбасских) святых. Их сорок. 40 заступников Божиих, молящихся за нас там, за чертой. Это не мало для такого небольшого клочка земли. Кто же они, святые, просиявшие на земле Кузнецкой? 37 из них – это новомученики и исповедники. Это значит, что они приняли муки и смерть, но перед этим добровольно открыто исповедовали свою веру в Господа Иисуса Христа. Они могли, наверно, отказаться, слукавить, придумать для себя какую-нибудь отговорку о том, что так надо, что ближние не переживут, но не стали.

И были умерщвлены безбожной властью. Так получилось, что именно в Сибири, именно на нашей Кузбасской земле стояли многие из лагерей ГУЛАГа, и в них находили свой конец архиепископы и епископы, архимандриты и священники, монахини, послушницы и просто миряне.

И недаром почитание подвига жизни наших святых в последнее августовское воскресение воедино соединено с почитанием ежедневного подвига горняков. Все они несли свои труды добровольно, не считая совершенные поступки подвигом. Но ведь это не повод для нас принижать их значение. Мы-то с вами понимаем, что только благодаря таким людям до сих пор стоит земля, небесное покровительство и после смерти их заставляет нас меньше внимания обращать на свои сиюминутные беды и горести. Не к долготе дней надо стремиться. А к чему? Каждый знает ответ сам.

glagol_2016_08_0048

Собор Кемеровских (Кузбасских) святых — праздник в честь святых православных подвижников. Празднование Собора Кемеровских святых в Русской Православной Церкви приурочено к главному гражданскому празднику Кузбасса, Дню шахтёра, и совершается в последнее воскресенье августа. Собор Кемеровских святых включает имена 40 подвижников веры и благочестия. Это церковнослужители и миряне, канонизированные Русской Православной Церковью как новомученики и исповедники Российские, которые были казнены или умерли в лагерях Сиблага, располагавшихся на территориях Мариинского, Чебулинского и Таштагольского районов Кемеровской области, а также имена трех преподобных отцов, подвизавшихся в XIX веке в пустынножительстве недалеко от Новокузнецка.

текст: диакон Вячеслав ЛАНСКИЙ