Об особенностях работы иконописцев и о самых распространенных заблуждениях, связанных с написанием икон, мы поговорили с Антоном Тишкиным, художником иконописной мастерской Кемеровской епархии.

gazeta-glagol.ru-2016-may-00007

Существует ряд заблуждений, связанных с деятельностью иконописцев. Например, часто можно услышать, что человек заказывает иконы только у старцев. Лично я не знаю старцев, которые пишут иконы. Но я знаю очень много людей, которые молятся, причащаются, пишут иконы, и у них получаются вполне достойные образцы православного искусства. Также существует миф, что иконы можно писать только суровым мужикам. Или что иконы пишут в закрытых неприступных помещениях. Или что иконы надо намаливать, чем-то заряжать. Часто можно услышать: «А вы мне напишете икону? А это мощный святой?» Мощным может быть двигатель. Все эти высказывания, конечно, забавно слышать, но эти вопросы нормальны для обычного человека, далекого от Православия.

gazeta-glagol.ru-2016-may-00026

Необходимо сказать, что жизнь православного христианина и православного иконописца ничем не отличаются. Это люди, которые ходят в храм, каются, причащаются, участвуют в литургической жизни православной Церкви. Отличие состоит только в том, что у иконописцев есть определенная узкая специальность. Почему часто у художников не получается написать икону? Они могут биться по 5 лет, но ничего не получится. Почему? Художники, допустим, старой советской закалки уже не могут переучиться. Молодые же люди, которые заканчивают какие-нибудь дизайнерские курсы, тоже пытаются писать иконы, но и у них это не совсем получается. Иконопись – особое дело.

Также можно часто услышать вопрос людей о том, получали ли мы благословение на написание икон. Логично заключить, что если ты учишься на хирурга, то ты не пойдешь потом работать продавцом. Так же и здесь. Специального благословления на написание иконы нет. Это тоже заблуждение. Можно благословить кого угодно, но какие это будут иконы? Есть лик, а есть личина. Так же есть икона, а есть картина.

Какая на сегодняшний день ситуация в современном мире иконописи? Выпускается человек, закончивший что угодно, но не иконописную школу. Он создает свой сайт, на который выставляет работы, многие из которых даже не его. Они рассчитаны на аудиторию, которая либо никогда не имела дело с написанными иконами, а только с печатной продукцией, либо на людей, которым все равно.

Важно сказать, что когда иконописец работает, у него должен быть баланс между творчеством и иконописью. Когда же этот баланс нарушен в сторону творчества, то получается уже не икона, а что-то свое, творческое. Конечно, иконы должен писать православный человек. Но сегодня пишет кто угодно и что угодно. Как распознать? Я не знаю мусульман, например, которые будут писать иконы. Мусульманин просто не будет этим заниматься, так же, как и православный не будет писать суры из Корана. Тех же людей, которые создают сайты своих работ, про которых я уже говорил, не интересуют все наши таинства и традиции. Третья категория – это люди, которые осознанно пишут иконы, православные христиане. Я и наша мастерская к ним относимся. Мы работаем в епархии, и поэтому всегда смотрим, кто к нам приходит работать. Мне говорил один мастер, и я тоже взял на вооружение эту фразу: «Рисовать – легко, но хорошо рисовать – сложно».

gazeta-glagol.ru-2016-may-00080

И сегодня много достойных мастеров своего дела, возрождающих в нашей стране это искусство, которое было утрачено в советские годы. Но также есть люди, которые либо корысти ради, либо по доброму умыслу, но без знания дела берутся за написание икон. В результате у них получаются такие образцы, которые сложно назвать иконами.

текст: Наталья СИЗОВА