На V Межрегиональных историко-краеведческих чтениях, которые прошли в Кемерово в конце марта, было много интересных незабываемых встреч. Одна из них – беседа со старшим научным сотрудником института истории Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), учителем истории в православной гимназии Евгенией Комлевой, – которую мы предлагаем вашему вниманию.

gazeta-glagol.ru-2016-may-00082

— Евгения Владиславовна, расскажите, чем вы занимаетесь?

– Я занимаюсь историей Сибирского купечества. Я родилась в Красноярске, поступила в Новосибирский государственный университет, на гуманитарный факультет и решила специализироваться по истории сибирского купечества. Тогда разрабатывался очень интересный проект – подготовка к публикации первого издания «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири». С тех пор я многие годы, больше 20-ти лет, занимаюсь этой темой. Началось все с купечества Красноярска, уже в аспирантуре я работала над исследованием жизни купечества всей Енисейской губернии, а теперь изучаю историю купечества всех городов Сибири.

– Обыватель скажет: ну, зарабатывали купцы деньги для себя любимых, чего их изучать? Скажите, почему это важно и нужно делать, какие знания современный человек может почерпнуть из коммерческого и социального опыта купечества?

– Действительно, купцы занимали очень маленький процент от всего населения Сибирского региона: в конце XVIII века это было только 0,4 %, в конце XIX-го чуть больше 1 %. Какая-то горстка людей, всего несколько тысяч человек, что они могли значить в истории региона? На самом деле влияние купечества на жизнь Сибири и сибиряков было огромным, и гораздо большим, чем в европейской части страны, потому что у нас здесь не было дворянства и купцы составляли элиту местного общества. Это были высокообразованные люди, которые старались жизнь своих сограждан сделать лучше. За счет купеческих пожертвований развивалась социальная сфера: образование, здравоохранение. Купцы строили школы, больницы, храмы на территориях различных сибирских городов. Были среди сибирского купечества и национальные диаспоры (во второй половине XIX века): диаспора еврейского купечества, англичане, французы, датчане, немцы. Большинство были русские, воспитанные на традиционных христианских ценностях. И многие из них, окончив высшие учебные заведения в Москве, Санкт-Петербурге, и даже Сорбонне, оставались людьми глубоко религиозными. Некоторые, такие, как Георгий Александрович Ларионов, например, юрист по образованию, читал на клиросе, обладал очень хорошим голосом, и прихожане его с удовольствием слушали.

– Наверняка, такого рода исследований отдельно не проводили, но как вам кажется, что стало бы с купечеством, не будь в нашей стране Православия? Стало бы оно таким экономическим паровозом для России?

– Когда в конце X века князь Владимир сделал свой выбор, это был выбор цивилизационного пути, который в дальнейшем определил все культурное и социальное развитие нашей страны. И, поэтому, говорить сегодня, что было бы, если бы… довольно сложно. Но факт в том, что большинство купцов исповедовали Православие, самое большое число купеческих пожертвований приходится именно на нужды Православной Церкви. Купцы были и приходскими старостами, и строили много: воздвигали большие храмы, часовни, покупали церковную утварь, занимались милосердием. Невозможно себе представить, что было бы, если бы большинство сибирских купцов исповедовали другую религию.

– В Сибири есть какие-то культурные памятники, которые были построены на купеческие пожертвования и сохранились по сей день?

– В старых городах Сибири, в том же Новосибирске, самые красивые здания в центре города выстроены еще до революции новониколаевскими купцами. В Томске, Иркутске, Тобольске, Красноярске, Барнауле и др. самые добротные, изысканные дома построены именно в период расцвета российского купечества. Часто это именно купеческие особняки. В Енисейске, например, сохранились особняки XVIII века. Что касается храмов, то очень многие церкви, которые были построены на купеческие пожертвования, в начале 1930-х годов были взорваны. Это произошло с такими крупнейшими соборами, как Троицкий собор в Томске, Богородице-Рождественский собор в Красноярске, Казанский собор в Иркутске. Все эти крупнейшие памятники культуры, архитектуры, были уничтожены. Тем не менее, какие-то храмы сохранились. В строительстве практически каждой церкви, построенной до революции, самое активное участие принимали сибирские купцы.

– Расскажите о ярких примерах судеб, событий, которые приведены в ваших исследованиях?

– Я хотела бы обратить внимание на «Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири». На сегодня это самое полное издание, в котором собрана информация о купцах, которые когда-либо жили от Урала до Тихого океана. На Дальнем Востоке издана «Энциклопедия по истории предпринимательства Дальнего Востока», в ней собран материал второй половины XIX, начала XX веков. Кроме того, в некоторых городах изданы био-библиографические справочники. Вся информация в ниших изданиях собрана по крупицам из архивных источников.

Ярких примеров очень много. Огромный вклад в культуру региона внес томский купец Петр Иванович Макушин, имя которого сегодня носит Томская городская библиотека. Этот человек создал общество попечения о начальном образовании – первое культурно-просветительское общество на территории Сибири, которое играло роль культурного центра в Томске. Петр Иванович открывал школы, библиотеки. Он был родом из семьи псаломщика, окончил духовную семинарию, потом – духовную академию. По поручению Священного Синода Русской Православной Церкви приехал на Алтай в составе Алтайской духовной миссии преподавать грамоту. Позже он поселился в Томске и занялся предпринимательством, вступил во вторую гильдию томского купечества. Свою миссионерскую задачу, пусть и не в роли священника, этот человек пронес через всю жизнь.

gazeta-glagol.ru-2016-may-00061

Известно имя Иннокентия Михайловича Сибирякова. Этот купец первой гильдии происходил из очень влиятельной семьи иркутских купцов, обладал многомиллионным состоянием и был глубоко религиозным человеком. Он нередко восклицал: «Помогите, я страшно богат!» Иннокентий Михайлович решил евангельские заповеди взять за основу своей жизни. Он считал, что богатому человеку не дано наследовать Царствие Божие, а потому занимался благотворительностью в пользу православных храмов, в пользу учебных заведений Сибири и центральной России, потратил более четырех миллионов рублей. История этого человека завершилась на горе Афон, где Иннокентий Михайлович Сибиряков принял монашеский постриг и завершил свои земные дни.

Есть еще одна судьба. Имя красноярского купца Михаила Константиновича Сидорова связано с открытием Северного морского пути, соединившего устья Печоры, Оби и Енисея. Долгие столетия, начиная с эпохи Петра I, люди пытались пройти через северные моря, но предприятия эти были весьма рискованными и часто заканчивались гибелью очередной экспедиции. Только в 70-х годах XIX века, благодаря средствам и чаяниям Михаила Константиновича, путь этот удалось проложить. Многолетние изыскания Сидорова оставили нам в наследство не только Северный морской путь, но и множество трудов по флоре, фауне северной природы, по краеведению. Он участвовал во многих благотворительных акциях: выставках, сборе средств на знаменитый памятник Ломоносову в Архангельске (малой родине Михаила Константиновича). Не знаю, можно ли назвать этого человека несчастным, учитывая тот факт, что умер он в нищете. Пожертвования на изыскания Северного морского пути и другие благотворительные нужды изрядно истощили его капитал.

– Многие современные бизнесмены занимаются благотворительностью только потому, что это модно. Нынешний купец изрядно помельчал, и говорить о баснословных вливаниях в социальную и культурную жизнь страны приходится довольно редко, не так ли?

– Поэтому сейчас на государственном уровне провозглашен проект по изучению истории российского предпринимательства, для того, чтобы современные предприниматели учились не только тому, как вести бизнес, но и перенимали какие-то духовные качества коллег по цеху.

– Евгения Владиславовна, известно, что вы не только ученый, но и учитель, помимо всех ваших изысканий, еще и историю преподаете в православной гимназии? Делитесь ли вы со своими учениками тем, что изучаете?

– Да, с гимназией во имя преподобного Сергия Радонежского, которая находится в Новосибирском Академгородке, меня связывают долгие годы отношений. Сразу по окончании университета в 1998 году я поступила в аспирантуру и одновременно начала преподавать в этой гимназии. Сначала английский, а затем историю, в том числе и историю Церкви. Конечно, я делюсь с моими детьми своими наработками, ставя воспитательный компонент на первое место.

– Евгения Владиславовна, я знаю, что вы глубоко религиозный человек. Тем не менее, почему гимназия, почему именно дети? Ведь на это нужно невероятно много душевных сил и времени.

– Практически все мои коллеги преподают, но чаще всего они работают в вузах. Я считаю, самое большое, что может сделать ученый (научный сотрудник), это – поделиться своими знаниями именно с детьми-школьниками. Потому что в университете педагог это, в первую очередь, поставщик информации. А в школе – воспитатель, который, по моему глубокому убеждению, несмотря на нынешнюю официальную политику в общеобразовательных школах, обязан вырастить чистого, светлого, пытливого, гармоничного человека. А для этого ты должен уметь включать творческую жилку, быть не только ученым, но и артистом, и психологом, который легко находит подход к каждому ребенку. И такую свою работу я ни на что не променяю.

Беседовала Ангелика Вольф