апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:4-9)

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 6-ю Великого поста, праздник Входа Господня в Иерусалим

2016march00017

Некоторые спрашивают почему в день, когда Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, читается краткий отрывок из Послания к Филиппийцам (Флп. 4:4-9). Приведу вам основные мысли этого отрывка: Радуйтесь о Господе, потому что Господь близок. И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет вас, сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. На самом деле этот краткий отрывок Послания к Филиппийцам является замечательным комментарием ко всему тому, что произошло в Иерусалиме, когда Господь, сидя на молодом осле, вместе с толпой паломников входил во святой град в преддверии праздника Пасхи.

Мы знаем, что ожидания народа не оправдались. Его действительно встречали как победителя, и Евангелие от Иоанна, повествующее об этом событии, подчеркивает, что народ кричал «осанна!» и постилал одежды свои, и срезал ветви деревьев и бросал под ноги Ему, потому что Он воскресил Лазаря. А что означает воскресить мертвого, который четвертые сутки находился во гробе? Это означает победить все законы человеческого естества. Это означает, что у проповедника из Галилеи, как Его воспринимали, огромная сила. Что может этой силе противостоять, и какие трудности общественной и политической жизни тогдашнего иудейского народа не мог бы силой Своей победить Этот Галилеянин?

Пораженные могуществом Спасителя, люди преклоняли перед Ним колени и кричали «осанна!», примеряя эту силу к решению всех тех задач, которые существовали тогда в народе иудейском. Каждый, наверное, думал: Он и мне поможет, если Он сумел воскресить Лазаря.

А затем – глубочайшее разочарование толпы: никакого всемогущества, Его бьют, как самого последнего раба и грешника, плюют Ему в лицо, истязают, отдают язычникам, что было особым позором для иудеев. И те, привязав Его к столбу, избивают до полусмерти страшными римскими плетьми. Почему же Он не встанет, не откроет пред иудеями, так жаждавшими этого, небеса, чтобы все увидели славу Божию? Но Он повержен и, наконец, распят, умерщвлен самой страшной, позорной смертью. Вот и разрушились все иллюзии и весь энтузиазм, вместо энтузиазма – раздражение, злоба, разочарование. И эти страшные крики «распни Его!» не только от наущения со стороны книжников, фарисеев и первосвященников, хотя и внушение имело огромное значение, но в первую очередь от разочарования.

А разве мы с вами не проходим через трудности и страдания, через скорби и разочарования? Разве у нас не возникают мысли: «Господи, где же Ты? Почему же Ты видимым образом не встаешь на нашу защиту?».

И если кому-то в голову приходит мысль о том, чтобы испытать Божию силу, в том числе и повергая противников или наших личных врагов, то мы должны вспомнить слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь о Господе, Господь близок». И то, что Он не являет нам Своего могущества, означает только одно: Господь силой Своего могущества не встает на одну или другую сторону. Он дает всем нам право быть верными Ему, сохранять свою веру, отстаивать свои убеждения. Его могущество является не в тот момент, когда нам хочется увидеть это могущество, а тогда, когда Он Сам его явит.

И мы знаем, как часто в истории Отечества нашего, когда люди и не думали о явлении Божиего могущества, Он меняет все, что определялось человеческим могуществом: меняет течение жизни, течение истории, открывает новые перспективы. Где сегодня все те, кто разрушал храмы и устраивал кощунственные маскарады? Где эти люди? Их нет, никто не помнит их имен. А храмы Божии силой Божественного могущества восстановились. И ныне они являют видимый знак Божьего могущества.

Но это могущество не остановило руки палачей. Оно не предотвратило гибели новомучеников и исповедников. Но мы почитаем мучеников и исповедников за то, что даже перед лицом смерти они не переставали исполнять слова апостола Павла: «Радуйтесь о Господе, потому что Господь близок. И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет вас, сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Вот самая важная часть из того, что мы сегодня слышали в апостольском послании.