Может ли Китай стать православной страной?

Именно такой вопрос волнует сегодня многих политиков в мире. Ведь только ограниченное сознание не может понять, что подоплека всех процессов в мире сугубо религиозная.

Жителя России, и в Москве, и в Хабаровске, волнует и пугает мировоззрение тех китайцев, которые живут и работают уже не в Китае, а здесь – в соседнем доме. Они непонятны, их уже достаточно много.

Патриарх Кирилл в Китае

Патриарх Кирилл в Китае

«На Дальнем Востоке серьезной является проблема китайской миграции, поэтому от работы с мигрантами, в том числе и китайского происхождения, во многом зависят стабильность, социальное спокойствие в этом регионе», — сказал патриарх Кирилл на одной из встреч во Владивостоке.

Предстоятель Церкви считает очень важным продумать меры, направленные в первую очередь на обучение трудовых мигрантов русскому языку и культуре, «чтобы, находясь на территории России, они могли знать и с уважением относиться к обычаям и образу жизни коренного населения».

Патриарх Кирилл также отметил важность пополнения дальневосточного духовенства местной молодежью, которая хорошо знакома с условиями жизни в удаленных регионах России и адаптирована к ним.

Известно, что власти Китая поощряют иммиграцию специальными экономическими программами, а также обеспечивают соотечественникам политическую поддержку путем заключения с соседями двусторонних договоров об аренде земель и совместном развитии территорий.

В мае 2013 года Патриарх Кирилл совершает визит в Китайскую Народную Республику. Результаты визита превзошли самые смелые ожидания. Никогда ни один руководитель христианской церкви не встречался с руководителем Китая.

Китайскую Народную Республику Патриарх Кирилл посетил не просто с каким-то частным, полуофициальным визитом, а принимал его председатель КНР, чего не было за всю историю Китайской Народной Республики.

Что это значит? Митрополит Волоколамский Иларион так прокомментировал цель визита Патриарха: «Мы надеемся на то, что будут рукоположены священники-китайцы, что будут совершаться богослужения в тех китайских храмах, которые считаются действующими, но пока функционируют по мирянскому чину. У нас Церковь Православная, а не беспоповская. И мы не успокоимся до тех пор, пока в действующих храмах КНР не будет священников».

Православная христианка Матрона Ван Лин Жу процитировала слова Председателя Китайской Народной Республики, сказавшего, что у каждого китайца должна быть китайская мечта. «А моя мечта как китайской православной — чтобы в Пекине было место, где мы могли бы молиться, совершать православное богослужение, чтобы у нас были свои китайские православные священники, чтобы мы зажили нормальной религиозной жизнью, — сказала она. — Это моя китайская мечта».

МЫ ЗДЕСЬ УЖЕ ДАВНО

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1271 году, свидетельствовал о наличии там многих христиан. В это же время в Китай прибыл первый католический миссионер Джованни Монтекорвино. Он получил императорское разрешение на проповедь и в 1299 году воздвиг в Пекине первый христианский храм.

К середине XIV века христианские общины в Китае пришли в упадок, и Ватикан на время потерял интерес к проповеди в Восточной Азии.

Православная история Китая начинается в конце XVII столетия, когда в Пекин попадают первые русские.

В 1685 году китайцы захватили русскую крепость Албазин на реке Амур и взяли в плен несколько десятков русских военнослужащих. Вместе с ними в Пекине оказался и первый русский священник. Пленным предоставили святилище бога войны для того, чтобы в нем они устроили свою церковь. Именно на этом месте стояла первая православная церковь, построенная русскими в Китае.

В 1700 году император Петр I издал указ, в котором повелел отрядить «непрестарелых иноков двух или трех человек» в Пекин для изучения языков, местных суеверий и проповеди веры. Так была заложена основа для создания православной миссии в Китае.

В 1900 году в Китае произошло восстание ихэтуаней, известное под именем «боксерского восстания». Повстанцы ратовали за изгнание всех иностранцев с китайской земли. Они громили христианские храмы и убивали христиан. 222 православных китайца, в том числе священник, были убиты 10-11 июня 1900 года. Последствия боксерского восстания были разрушительны. Гибель православных китайцев, в том числе священника Митрофана Цзи Чуна, означала уничтожение почти половины общины, состоявшей из 450 человек…

Из фильма митрополита Волоколамского
Илариона «Православие в Китае». Показан 15 мая 2013 года по телеканалу «Культура»

РУССКИЙ СОБОР

Средства на возведение в Шанхае кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» были собраны православными верующими Китая по призыву архиепископа Шанхайского Симона (Виноградова, 1876-1933). Кампания по сбору средств была начата в 1928 году.

Закладка храма совершена в мае 1933 года епископом Шанхайским Виктором (Святиным; 1893-1966). Храм возведен по проекту эмигрировавшего в Китай русского архитектора Я.Л. Лихоноса (1891-1942). Высота здания — 35 метров, вместимость — около 2500 человек. На хорах собора предусмотрено место для трехсот певчих.

Строительство было завершено в 1937 году при архиепископе Шанхайском святителе Иоанне (Максимовиче; 1896-1966).

В годы культурной революции собор был закрыт. Здание храма было национализировано и использовалось под складские помещения. Позднее в притворе был устроен ресторан, а в самом соборе — биржа, ресторан и ночной клуб.

В настоящее время собор находится под охраной муниципалитета Шанхая. В храмовом здании действует музей.

— Может ли сегодня китаец открыто принять Православие?

протоиерей Дионисий Поздняев  Настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге

протоиерей
Дионисий Поздняев
Настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге

— Юридические проблемы отсутствуют в этом вопросе. Он носит практический характер — на территории КНР нет ни единого храма Китайской Автономной Православной Церкви, в котором был бы решен вопрос о регулярных богослужениях. В итоге те, кто хочет креститься, могут сделать это только за границей. Понятно, что такое положение дел далеко от нормального — и вот усилия и нашей, и китайской стороны направлены на то, чтобы найти решение вопроса в рамках канонических норм и законодательства и практики КНР.

материал подготовил
Данила МОРОЗ