Не секрет, что обучение в семинарии отличается от учебы в светском вузе. У каждого духовного учебного заведения также есть и свои особенности. Учащийся Барнаульской православной духовной семинарии Александр Девятых рассказал корреспонденту газеты «Глагол» о жизни и обучении в своей alma mater.

2016february00035

– Александр, для чего человек выбирает не обучение в светском вузе, а поступление в духовную семинарию?

– В наше время, чтобы стать священником, обязательно нужно иметь духовное образование. Путь каждого человека к священству – промыслительный, определяемый Самим Богом. Сейчас такое время, что нет гонения на Церковь и человек свободно может поступить в православную духовную семинарию. По окончании пятилетнего обучения, человек, если он женат или избрал путь монашества, может стать священником, его могут рукоположить.

– Что требуется от человека, желающего поступить в семинарию?

2016february00034

– Духовная семинария является высшим духовным учебным заведением. При поступлении человек сдает определенные экзамены. Причем проверяется не только его уровень знания православного учения, основ, но проверяется также уровень его нравственности. Если человек не соответствует этому уровню, например, имеет пагубные привычки, которые не может победить, то такой человек может и не поступить. Бывает и так, что человек поступает в семинарию, но в ходе обучения его отчисляют или он отчисляется сам, не выдерживая строгой дисциплины. Бывает, что в семинарию поступают люди с высшим образованием, как я, например, имеющий диплом математического факультета светского вуза, а бывает, что человек поступает в семинарию сразу после школы. Люди поступают от 18 до 35 лет. Как видите, здесь очень большой возрастной ценз.

В наше время, чтобы стать священником, обязательно нужно иметь духовное образование. Путь каждого человека к священству – промыслительный, определяемый Самим Богом. Сейчас такое время, что нет гонения на Церковь и человек свободно может поступить в православную духовную семинарию.

– Мы знаем, что семинария и вуз – это не одно и то же. В чем же разница между этими учебными заведениями?

– Между духовными семинариями и обычными светскими высшими учебными заведениями есть большая разница. Она состоит в том, что духовной семинарии очень важно дать человеку полноценное, насыщенное духовное образование, но еще важнее преподать ему духовное воспитание. Люди, которые учатся очно в семинарии, живут там на казарменном положении, как в кадетских корпусах или военных институтах. Люди подчиняются определенному графику, распорядку дня, дисциплине. Там строго следят за поведением семинаристов. Если человек будет вести себя неподобающим образом, то его могут просто отчислить за периодическое нарушение дисциплины. При этом ему преподается глубокое преимущественно богословское образование. Но изучаются также и светские предметы, такие как иностранные языки: английский, немецкий, латинский, греческий, также математика, информатика, физкультура, ОБЖ – предметы, которые являются обязательными для каждого высшего учебного заведения. Но в основном все предметы – богословские. Семинаристы также учатся 5 лет, но сейчас, в связи с переходом на новые стандарты, в семинарии учатся уже 4 года. Все сводится к тому, чтобы семинария была на уровне светского высшего учебного заведения. По крайней мере, не ниже. В светском вузе главный акцент ставится на преподавании знаний, формирование компетенции, нет упора на воспитание. Это и правильно. Но в семинарии все совсем не так. Перед семинарией стоит также задача воспитательная. Многие семинаристы меняются в семинарии за время пребывания там. Я учусь уже на пятом курсе, и видел много семинаристов, которые, действительно, к пятому курсу менялись не только в лучшую, но и в худшую сторону. Не все из них, конечно, становились священниками. Стоит сказать, что многие семинаристы, которые проходят полноценный курс обучения с первого по пятый, становятся людьми, на которых можно положиться, которые знают чувство братского плеча, которым знакомо чувство соборности, чувство соборной молитвы. Мы живем в общажных условиях, поэтому постоянно приходится друг другу помогать, жертвовать собой ради других. Человек проходит тест на соборность, на взаимовыручку, на помощь. Семинаристы, которые заканчивают семинарию, – это люди уже другого нравственного порядка. За время обучения семинарист накапливает личный духовный опыт. Когда человек все это переживет, то он для себя делает уже окончательный выбор: стать пастырем, церковнослужителем или остаться в миру и трудиться на светской работе.

Беседовала Наталья Сизова