[lead]Новостная служба правмир.ru сообщила, что в Госдуме РФ прошел круглый стол на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». В его работе приняли участие президент Центра религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского Александр Дворкин, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько).

Госдума озабочена созданием единой базы контактов тех, кто способен оказать юридическую и другую квалифицированную помощь пострадавшим от деятельности сект в разных регионах. Люди охотно откликаются: например, звонят и пишут профессиональные юристы, неравнодушные к этой проблеме, выражают готовность консультировать и оставляют свои контакты для всероссийской базы.

Такая же служба действует и в Кемеровской митрополии. Представляем вашему вниманию интервью с одним из ее создателей – руководителем Информационно-апологетического центра Кемеровской епархии Евгением Ударцевым.[/lead]

3268-3269

– Каково изначальное значение понятия «секта»?

– Термин «секта» начали использовать еще в давние времена. Так, например, Тацит, Цицерон и др. использовали данный термин. Оно использовалось по отношению к школам, отделившимся от общепринятого мировоззрения и учения. Поэтому понятие «секта» изначально не несло негативного значения.

– А как в православии определяют, секта или нет? Если не относится к мировым традиционным религиям, то все — секта или как?

– Сейчас термин секта используется как исторический и религиоведческий термин. В нашем регионе был один прецедент по использованию термина секта в отношении к одной из пятидесятнических церквей. После прений и судебных тяжб суд РФ оказался на стороне священника Православной Церкви. В своем роде наш регион был первопроходцем в современной апологетике, в том, чтобы закрепить термин секта в юриспруденции. До сих пор многие апологеты, юристы и религиоведы ссылаются на решение этого суда.

– Чем может грозить расплывчатость этого термина в чисто юридическом плане?

– Тут нужно разграничить. Православная Церковь обращает внимание на время создания религиозного учения, вероучение и деструктивную деятельность организации (религиозная, общественная организации и др.). Если будет закреплен термин в юридическом плане, то могут быть опасения, что любую ересь могут отнести к секте. Поэтому нужно хорошо изучить организацию, а потом вынести вердикт. Не дай Бог, если будет принят закон в отношении этого термина. Достаточно посмотреть на закон противодействию экстремизму, который был принят относительно недавно. На эту тему можно просмотреть статью на pravmir.ru, которая вышла пару дней назад. Определение термина секта в юридическом плане не выход из ситуации. Есть другой выход из данной ситуации. Например, принимать закон «О миссионерской деятельности». На мой взгляд, он более продуктивным окажется.

– Сейчас много говорится о экстремистских течениях ислама. Можно ли сказать, что и в христианстве при отклонениях отступление может привести к такому результату?

– Я думаю, гадать в этом отношении не стоит. Никто от этого не застрахован. Лучше активнее вести профилактику среди населения.

– То есть какие-нибудь почитатели бога Кузи – читай «потенциально экстремистская организация»?

– А что по-вашему она не экстремистская? Насколько мне известно секта бога Кузи вполне можно расценивать как экстремистскую. Ей сейчас занимаются правоохранители. Подробнее об этом можно узнать из новостей телеканалов.

– Опять могут обвинить нас в ограничении свободы проповеди.

– Да, могут закричать противники этого закона. Нет, ну тогда давайте разрешим совершать сатанистам ритуальные убийства!.. Боюсь, что к этому хорошему не приведет.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений Михаил Маркелов: «Не может быть религией то, что является какой-либо деструктивной силой и представляет некие образования и группы, которые сколачивают представители различных культов, преследуя свои определенные цели».

– Давайте обратимся к реальной ситуации. В нашей области экстремистские культы не замечены, или я просто не в курсе?

– Да, в нашем регионе в этом плане спокойней. Но все-равно не стоит ослаблять бдительность, надо быть осторожным. В нашем регионе есть руководители религиозных организаций, которые незаконно удерживают людей, избивают их и есть так называемые религиозные деятели, которые ведут такой образ жизни… Ими занимаются компетентные органы. К большому сожалению такие противоправные действия не особо афишуются в СМИ. Также стоит отметить, что даже некоторые христианские секты способны совершить госпереворот. Пример, Украина.

– Давайте их как-то классифицируем. Псевдохристианские течения, очевидно западные модные всякие: Нью Эйдж, сайентологи, мормоны и пр. Хотя мормоны — это тоже как бы христиане и совсем экзотика — сатанисты всякие, боги Кузи и пр.

– Некоторые псевдохристианские организации придерживаются теории «Нового мирового порядка». Опасения в этом плане есть не только для России, но и для нашего региона. С каждым днем в разных городах и районах Кузбасса их становится больше, как грибов после дождя… Обратите внимание, секты в основном появляются там, где существует социальная несправедливость.

– То есть я правильно понимаю, чем богаче живет население, тем меньше шансов для возникновения сект?

– Не столько богаче, сколько спокойнее. Ведь люди идут в секты надеясь, что там им окажут помощь, поддержат. Ведь не секрет, что некоторые так называемые религиозные организации получают финансирование из-за рубежа.

– Новый миропорядок — это как бы намек на то, что религиозная организация занимается не столько душой, сколько пытается решать что-то и в политике?

– Именно поэтому секты пользуются неспокойной обстановкой в стране. И тем самым люди продают свои души иностранным агентам. Для секты главное: деньги и власть!

– Есть ли какая то статистика и объективная оценка ситуации с сектами в регионе?

– Статистика есть. Но назвать ее точной, пожалуй, нельзя. Нам не известны адреса всех сект. Некоторые подпольно существуют. Опасения у общественности вызывают деятельность неохаризматов. Они создают различные инициативы, то по реабилитации наркоманов и алкоголиков, то по усыновлению детей-сирот. Некоторые детские дома в нашем регионе уже закрыты. С одной стороны, хорошо, но с другой стороны – вопрос– в какие руки попадут дети. Ведь сектанты продвигают некую «терапию привязанности». Всем интересующимся так называемой «терапией» в интернете можно узнать много жутких историй. Эта терапия была разработана зарубежом, а теперь ее пытаются использовать на наших детях. Эта инициатива не случайна. Все их «добрые» дела, на самом деле, не от чистого сердца, а для увеличения числа адептов.

Очень важно отметить, что на сегодняшний день более активны псевдохристианские секты. Ведь более всего в нашей стране граждане исповедуют православие и католицизм. Таким образом, против этих религиозных организаций ведется война.

– Для людей не воцерковленных возникает вопрос, как их распознать?

– Организации эти не признаны сектами. Некоторые религиозные организации государственными органами признавались экстремистскими организациями. В отношении некоторых религиозных организаций проходили судебные процессы. Например, организации Свидетели Иеговы и др. Решением суда некоторые религиозные общины были расформированы и литература их была признана экстремистской и, в следствии чего, была запрещена к распространению. Более полный список запрещенных материалов к распространению можно найти сайте Минюста РФ.

– Есть какие-то индикаторы?

– У Александра Леонидовича Дворкина есть интересная брошюра «10 вопросов ненавязчивому знакомцу». Почитайте. Очень интересные вопросы, очень актуальные.

– Какие из городов Кемеровской области наиболее опасны в этом плане, или сельская местность также опасна?

– Наиболее велика опасность проникновения деятельности сект в наши крупные города: таких как Новокузнецк, Кемерово и Прокопьевск. В этих городах сегодня открыты ассоциации различного религиозного плана.

– А в районах есть также очаги?

– Есть информация по Новокузнецкому району, и Таштагольскому.

– Как налажено взаимодействие традиционных религиозных организаций между собой и с властями по противодействию деятельности сект?

– Проводится обмен информацией и опытом по противодействию экстремизму, проводятся совместные мероприятия. Для этого были заключены Соглашения Кемеровской епархией с различными государственными органами. Также готовятся сюжеты об опасности сект.

– А мусульмане следят за своими неправильными собратьями по вере?

– Конечно, мусульмане тоже против распространения экстремизма и террористических организаций.

Хочу подчеркнуть, что самая первая горячая линия для пострадавших от деструктивных культов начала действовать у нас в Кемеровской епархии, по благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха с целью сохранения духовно-нравственного здоровья кузбассовцев. Позвонив по бесплатному номеру 8 800 700 1598, граждане могут получить консультативную помощь у специалистов Центра, который может проинформировать их о местах дислокации сектантских организаций и причиненном вреде.

3268-3270

Беседовал Михаил ЛОГУНОВ