[lead]О значении честных мощей в жизни верующих людей рассказывает протоиерей Александр Гусаков, настоятель Знаменского кафедрального собора г. Кемерово[/lead]

3179-3180

«Слово «мощи» с церковнославянского языка переводится буквально как «останки». Издревле останки угодников Божиих в христианском сообществе чтили особо. Этому есть три обоснования.

Первое из них – духовно-нравственное. Если мы с вами в повседневной жизни встречаем людей, которые почитают те или иные предметы, связанные с жизнью великих легендарных людей, если мы встречаем людей, которые трепетно относятся к фотографиям, бюстам, памятникам, то, несомненно, и в христианстве есть особое почитание святых угодников Божиих. Оно проявляется в любящих и дорогих сердцах тех людей, которые, может быть, жили рука об руку с этими угодниками Божиими, либо, ознакомившись с их житием, стараются нравственно им подражать.

Другое обоснование – литургическое. Всем известно, что самым главным богослужением в Православной Церкви является Божественная литургия. На одной из таких служб мы слышим песнопение, которое поется под сводами храмов: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Это свидетельствует о том, что христианин верит в то, что, совершая молитвенное делание в храме, он молится не только сам, но и ему сослужат также члены Небесной Церкви. Залогом такого сослужения является присутствие частицы мощей в храме.

И, наконец, догматическое обоснование. Апостол Павел в своем послании говорит следующее: «Разве вы не знаете, что являетесь храмом живущего в вас Духа Святаго?» Таким образом, дорогие братья и сестры, Церковь утверждает, что через прославленное тело человека можно эту благодать щедро изливать на тех людей, которые в ней нуждаются. Но, безусловно, к этому имеют дерзновение только те люди, которые, действительно потрудились над собой и по Божиему Промыслу приобрели и стяжали такие особые дары. Мы этому найдем обоснование в Священном Предании и в Священном Писании. Так, например, в течение евангельской истории Господь неоднократно совершал исцеление через прикосновение к телу человека болящего или даже усопшего. Это свидетельство мы неоднократно можем встретить и в житийных описаниях.

Когда ожидали своей очереди, чтобы поклониться святыне, – честным мощам равноапостольного князя Владимира, которая недавно пребывала на Кузбасской земле, каждый ли старался размышлять о прошениях, которые мы возносили святому? Мы привыкли просить у Господа и у святых угодников Божиих помощи в нашей повседневной бытовой жизни. Но задумаемся, это ли является краеугольным деланием православного христианина? Нужно просить о том, что, подобно тому, как сам равноапостольный князь Владимир изменил свою собственную жизнь, став из язычника деятельным христианином, так и нам с вами, необходимо быть христианами не только по имени, но и по жизни. У каждого святого, если можно так сказать, есть свои качества характера, свои особенности земной жизни и подвигов. Обращаясь ко святому, мы должны вспомнить об этом, перечитать его житие перед встречей. Да пребудет Благословение Божие со всеми вами».