Основ православной культуры

[lead]О важности преподавания в учебных заведениях России Основ православной культуры и проблеме финансирования православных школ и гимназий рассказывает митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх:[/lead]

3139-3140

Преподавание основ православной культуры исключительно важно, особенно для России. Потому что одним из очень чувствительных вопросов является вопрос межэтнических и межрелигиозных отношений. Как можно воспитать доброе отношение к мусульманину со стороны православного? На основании христианской традиции, на основании того, чему учили Христос, святые апостолы, учителя Церкви, святые отцы, на основании того предания, той традиции, которую Церковь несет в себе. Тогда доброе отношение верующего православного человека к мусульманину, иудею или буддисту, представителю какой-то другой религии опирается на очень мощную систему аргументации, которая входит в его мировоззрение.

Добрым можно быть, только если доброта в сердце; а любовь и доброта — это и есть параметры человеческого счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью. Потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.

Существует проблема в деле воспитания детей в традиционных православных ценностях— это финансирование православных школ и гимназий. Здесь проблема заключается в том, что всё это финансируется по остаточному принципу, и получается, что люди в каком-то смысле дискриминируются по религиозному признаку. Желают отец или мать отдать ребенка в православную школу, но если нет богатого спонсора, они обрекают этого ребенка на ущемленное, ограниченное образование, потому что не хватает средств, чтобы на высоком уровне осуществлять работу этих школ. А ведь в них учатся российские граждане. Может быть, следует подумать о том, чтобы эти школы, по крайней мере, в рамках государственного образовательного компонента финансировались так же, как и любая другая школа, ведь они выдают аттестаты государственного образца. Директор школы, в которой обеспечивается финансирование лишь одного из модулей, заведомо подталкивается к тому, чтобы не исполнять Закон. Он сделает все, чтобы в школе преподавался только один (финансируемый) модуль в нарушении всех правил и принципов.

Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.

Данные социологического исследования по заказу Общественной палаты Российской Федерации:
Абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией.