[lead]Широко известен сюжет из «Юноны и Авось». «Душой я болен с отроческих лет…» в песне графа Рязанова, которая называется в либретто «Сцена в церкви. Молитва». «…Когда на мне остановился взгляд Казанской Божьей Матери. Увидел в Ней не Вседержительницу Деву, а женщину с вишневыми глазами». И вправду, вглядываясь в эту икону, нельзя отделаться от чувства, что она смотрит на тебя. Если у «Владимирской» взгляд устремлен куда-то в пространство. Кажется, что мать задумалась о судьбе прижавшегося к ее щеке ребенка, то «Казанская», как и великая Джоконда, преследует тебя взглядом. И никуда от него не деться. Дева с печальным взором. Пройти мимо этой безмолвной мольбы невозможно.[/lead]

3124-3125

1579 год. После взятия «на щит» Иваном Грозным Казани прошло уже больше четверти века. Город постепенно русифицируется. И вдруг – пожар. Беда, разорение. И тайный ропот – что же вас не спасает ваш Бог? И брожение в умах. И девятилетняя девчушка, дочь стрельца – Матрона, с ее видениями. Ну кто послушает несмышленого ребенка, когда кругом пепелище, стройка. Быстрей, быстрей! Успеть бы до холодов! А ребенка не просто преследуют видения. Они уводят ее из дома в ночь. И мать идет за дитем своим и, покорившись ее прозрению, начинает раскапывать обгорелые останки бревенчатых стен, какие-то вещи, угли, земля и, наконец, вот оно – доска, а на доске божественным светом сияет этот пронзающий душу взгляд.

Кто и от кого спрятал икону в земле? Бог весть.

И с тех пор началось… По всей Руси – любимая икона – Казанская. В каждом более-менее крупном городе Казанский собор. Кто заслонит Русь с самой беспокойной восточной стороны? Она – Матушка.

Первый Казанский собор возведен в Казани. В Москве лишь после того, как Пресвятая помогла освободить столицу от поляков. Все ополчение Минина и Пожарского молилось пред ней коленопреклоненно. Так теперь и стоят напротив друг друга. Памятник «Князю и Гражданину», а через площадь чуть наискосок – Казанский собор.

Венчание молодых – один из самых красивых церковных обрядов. Вот возлагают венцы, вот обводят вокруг аналоя. Вот подводят к царским вратам, и жених целует образ Спасителя, а невеста – образ Божьей Матери. Вручают молодым венчальные иконы. Опять же, Спаситель и Божья Матерь. И чаще всего – это она, Казанская икона Божьей Матери.

Много чудес и исцелений совершилось под Ее покровительством. Романовы считали ее покровительницей рода. Петр I молился перед Казанской перед Полтавским сражением. С дня Казанской иконы Божьей Матери началось изгнание французов из страны. И даже в Великую Отечественную войну известны чудесные случаи заступничества Царицы Небесной.

Но несмотря на всеобщую любовь и поклонение судьба самой иконы сложилась непросто. Еще в дореволюционном 1904 икона была украдена из-за драгоценного оклада и уничтожена. Из печи выгребли обгоревший жемчуг да белый порошок, в который обратился левкасный слой. Всякого рода пророки шептались, что с этого времени и начались беды России. Но были списки – копии. Также чудотворные.

Однако самый известный список в огне революции не сгинул, в 1928 оказался в Польше. Потом много путешествовал по миру и в 1993 году из папской коллекции вернулся на родину. На иконе из Ватикана – 663 алмаза высшего качества, 158 восточных рубинов, 32 огромных изумруда, 6 больших сапфиров и 150 жемчужин разных форм и размеров. Каждый из драгоценных камней – подарок от конкретного человека.

Казанским соборам, как и всем православным храмам, в ХХ веке также пришлось непросто. Петербургский, или Ленинградский, 15 ноября 1932 года стал музеем. И не просто очередным светским музеем, а Музеем истории религии. Московский был уничтожен в 1936 году. В ходе реконструкции на его месте планировался то павильон в честь III Интернационала, то торжественный зал для приема в пионеры, то общественный туалет. Но, слава Богу, 4 ноября 1993 собор был восстановлен.

И сегодня, как и всегда со дня Ее чудесного явления, волнует души верующих ее «тайный взгляд вишневый».

текст: Михаил Логунов