[lead]Одним из интересных феноменов современной жизни являются осознанные сновидения. По-другому – феномен онейронавтики, то есть путешествие в свои сновидения, которое заключается в том, что человек, который осознает себя во сне, может делать в этом сне что хочет, притом ощущения у него несколько изменяются в отличие от тех ощущений, которые мы испытываем в обычном сне. Что можно сказать об этой практике?[/lead]

* * *

Онейронавтика — это наука о сновидениях, в частности осознанных. Главные направления онейронавтики — поиск способов и техник контроля собственных сновидений, осознания в них.

Онейронавты — это люди, которые в своих снах путешествуют по различным неведомым мирам сновидений.

* * *

2944-2945

Онейронавтика выдается за научную практику. Некоторые ученые говорят о том, что она является безвредной, никак не связанной с магией, эзотерикой. То есть все осознанные путешествия во сне происходят только в нашем сознании, только в нашем мозге. И ничего, кроме разговора со своим бессознательным, мы там увидеть не можем.

Что по этому поводу можно ответить с православной точки зрения? Путешествие в свой сон не является духовно безопасным. Ведь сон – это то пространство, в котором проявляет себя не только наше естество, что, конечно, мы допускаем и что, возможно, в большей мере там и имеет место быть, но и сверхъестественные силы, силы дольние и горние, бесовские и ангельские. Когда мы входим в осознанные сновидения путем тех практик, которые нам предлагаются, то мы фактически занимаемся эзотерической практикой. Некоторые люди называют это, например, вхождением в транс, некоторые – астралом, другие говорят об иных мирах и так далее. Практика сознанных сновидений стала популярной благодаря известному оккультисту Карлосу Кастанеде, который описал свои «трипы» в книге «Учение Дона Хуана».

Сам этот феномен необъясним с научной точки зрения до конца. Многие онейронавты или люди, которые занимаются осознанными сновидениями, встречались с теми явлениями, которые они не могли объяснить с той лишь точки зрения, что это происходило только в их голове. Поэтому мы говорим, что этот феномен совершенно не безопасен. Более того, человек, который «ныряет» в сновидения, фактически дает свое согласие на то, чтобы общаться с различными духами. Ведь то же самое происходит и за эзотерическими сеансами, когда люди сами ищут духовного мира, вторгаются в него. Потом они начинают прыгать в пропасти, резать себе вены и так далее. Понятно, что такая практика ни к чему хорошему не приводит.

На самом деле, у православного человека нет никакой мотивации для того, чтобы соваться в осознанные сновидения, потому что все, что там можно делать, для православного человека не очень привлекательно. Мы уже здесь имеем общение с Богом, с Источником абсолютной силы, это несравнимо более высокий уровень. У православных есть своя дисциплина покаяния, есть свое религиозное правило, этот канон нам следует выполнять, и на его выполнение потратить те усилия, которые другие люди могут потратить на занятие осознанными сновидениями, что не принесет совершенно никакой духовной пользы. Как показывает практика, такие занятия наносят лишь духовный вред людям.

текст: диакон Сергей Сизов