[lead]Рассказ-повесть «Тимур и его команда» – визитная карточка писателя Аркадия Гайдара. Рассказ о пионерах читали в школе, обсуждали, хотели подражать. В повести самые простые мальчишки и девчонки организовали тимуровское движение, заботились о тех, кто нуждался в помощи, подавая пример. Впервые рассказ напечатали 5 сентября 1940 года в «Пионерской правде». С тех пор понятие «Тимуровца», пионера, помогающего людям, широко разошлось по всему СССР.[/lead]

2919-2920

Если оставить за скобками советскую идеологию, этот пример взаимовыручки, дружбы, неравнодушия к проблемам живущего рядом достоин для подражания и сегодня. В сети Интернет можно найти множество примеров по всей России, примеров молодежных организаций, которые, как и герои гайдаровской повести, не остаются в стороне, совершают добрые дела, объединяются в группы в социальных сетях, создают движения. К сожалению, нередко такие примеры оказываются «притянутыми за уши», а понятие «тимуровец» применяется к школьникам, принявшим участие в разовой акции под руководством учителя из школы, но бывают случаи серьезной самоорганизации молодых людей, волонтеров, для которых делать добро по-настоящему становится образом жизни.

Наивная Женька, пораженная этой загадочной добротой, неожиданным присутствием в своей жизни кого-то, кто ее теперь опекает, «потрогала лежащую в кармане записку и спросила:
– Оля, Бог есть?
– Нет, – ответила Ольга и подставила голову под умывальник.
– А кто есть?
– Отстань! – с досадой ответила Ольга. – Никого нет…»

Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Сегодня в России возрождаются традиции волонтерского движения, однако волонтерами становятся менее 2% от общего числа всего населения страны. Среди молодежи эта цифра повыше, но должных условий для поддержки добрых инициатив пока не создано.

В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью Православной Церкви, которая и сегодня принимает необходимые меры и реализует программы для его возрождения и укрепления. Так, 6-15 августа на базе оздоровительного комплекса «Фантазия» г. Междуреченска прошла V Сибирская школа православного молодежного актива «Вера и дело». Ее цель – подготовка кадров для организации молодежной общественной работы на приходах Русской Православной Церкви в пределах Сибирского федерального округа.

Участие в 10-дневном форуме приняли около 100 представителей православных молодежных клубов и 20 педагогов из епархий Сибири.

Первые пять дней делегаты провели в оздоровительном комплексе «Фантазия» города Междуреченска, где состоялась теоретическая часть школы. Здесь ребята учились организовывать работу на приходе отряда Братства православных следопытов и клуба православной молодежи, а также правильно составлять благотворительный проект для получения финансирования. В качестве проверки полученных знаний участники форума написали и защитили свои проекты, а также составили годовой план работы молодежного клуба для его реализации на своем приходе.

По-настоящему знаменательным событием первой части школы стала встреча ее участников с епископом Новокузнецким и Таштагольским Владимиром. Владыка обратился к ребятам с приветственным словом и ответил на их вопросы.

Первоначально самая знаменитая повесть Гайдара называлась «Дункан и его команда». «Дункан» – фамилия героя, и только так его называли, а не по имени. В именовании Дункан была очевидная отсылка к переводной классике как к чему-то внеположному по отношению к советскому локусу. Дункан — имя многих шотландских королей, для русского культурного контекста в первую очередь — имя героя трагедии Шекспира «Макбет»; за ним — историческое лицо, король Дункан I, снискавший, по легенде, любовь подданных своей энергией и справедливостью.

Весной 1940 г., во время работы над фильмом по еще не дописанной повести, именование «Дункан» было отвергнуто. В Комитете по кинематографии выразили недоумение, верно учуяв авторский порыв за пределы выгороженного советского пространства: «Хороший советский мальчик. Пионер. Придумал такую полезную игру и вдруг – «Дункан». Мы посоветовались тут с товарищами – имя вам нужно поменять» (Б.С.Камов. «Обыкновенная биография: Аркадий Гайдар»). Автор тяжело переживал расставание с важным для него именованием и никак не мог придумать равноценную замену; вдруг его осенило – Тимур, имя сына. Хотя сын режиссера фильма В.А. Разумный считает, что «Тимуром и его командой» он стал лишь в результате грозного звонка из Комитета по делам кинематографии, предложившего, после заключения пакта Молотова — Риббентропа, убрать «Дункана» из титров как намёк на нечто английское.

И фильм был назван в честь Тимура — сына Фрунзе.

Затем участники форума отправились в горы Кузнецкого Алатау, что на границе Кемеровской области с республикой Хакассия. Пребывая на одной из высочайших точек Кузбасса, они покорили горную вершину высотой 1400 метров над уровнем моря, провели миссионерские беседы с туристами.

В качестве почетного гостя участников в горах посетил заведующий информационно-издательским сектором Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, лидер Братства православных следопытов иеромонах Димитрий (Першин). Он не только взошел вместе с ребятами на гору, но также поделился с ними знаниями по организации работы в молодежной среде и итогами Всемирного скаутского Джамбори в Японии, откуда возвращался в тот момент.

В основе любого волонтерского движения – старый, как мир, принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями.

Дорогие читатели, поделитесь с нами примерами добрых поступков современных тимуровцев, расскажите о молодежном движении или группе в вашем городе или поселке. Пишите нам на электронный адрес glagol.doc@mail.ru.

текст: Татьяна Кравченко,
Евгений Кобяков