Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа

прп. Ефрем Сирин

Сведомский Павел Александрович. Преображение Господне

Сведомский Павел Александрович. Преображение Господне

Возвел Господь учеников на гору, чтоб показать им, что Он — Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведомым образом, безсеменно. Потому что там, где хочет Бог, нарушаются законы природы. В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огонь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

…Возвел Господь учеников на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, как нуждавшийся в славе; но что прежде веков принадлежала Ему слава со Отцом и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прослави Меня славою, Которую имел у Тебя, прежде создания мира (Ин.17:5).

…И если слабые умом не верят в это, то понесут за то наказание в страшный Судный день Его. Если Он не был человеком, то для чего избрана была Мария? И если Он не Бог, то кого Гавриил именует Господом? Если не был человеком, кто тогда возлежал в яслях? И если не Бог, кого тогда славили Ангелы? Если не был человеком, кто обвит был пеленами как младенец? И если не Бог, кому поклонялись пастыри? Если не был человеком, кого обрезал Иосиф? И если не Бог, в честь кого шла по небу звезда? Если не был человеком, кого Мария питала своим молоком? Если не был человеком, кто распят был на кресте с разбойниками? И если не Бог, кто сказал разбойнику: ныне со Мною будешь в раю (Лк.23:43)? Если не был человеком, кому подавали уксус и желчь? И если не Бог, чей голос услышав содрогнулся ад? Если не был человеком, у кого ребра пронзены копьем, и текла кровь и вода? И если не Бог, кто сокрушил врата ада и расторг его узы, и по чьему повелению вышли заключенные там мертвецы? Если не был человеком, кого апостолы видели в гробнице? И если не Бог, как вошел Он в закрытые двери? Если не был человеком, у кого осязал Фома язвы гвоздинные на руках и язву от копия в ребрах? И если не Бог, кому воззвал Фома: Господь мой и Бог мой (Ин.20:28)? Если не был человеком, кто обедал на море Тивериадском? И если не Бог, по чьему повелению наполнились сети рыб? Если не был человеком, кого апостолы и Ангелы видели возносящимся на небо? И если не Бог, для кого отверзлось небо, кому с трепетом поклонялись Ангелы, к кому вещал Отец: седи одесную (по правую руку) Меня (Евр.1:13), как говорит и Давид: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс.109:1) и так далее? Если не был Он ни Богом, ни человеком, то ложно, наконец, спасение наше, ложны и вещания пророков.

* * *

 

2861-2863

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Отличаясь с детства раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником, среди которых выделялся проповедник христианства епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января), у которого преподобный Ефрем пробыл в послушании 14 лет. В 363 году преподобный поселился в монастыре близ города Едессы. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно, и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

В конце жизни посетил святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти.