по социальному служению в Кузбассе

[lead]22 — 24 июня в г. Кемерово прошла VI Межрегиональная конференция по социальному служению с участием епархий, расположенных на территории Сибирского федерального округа.

В мероприятии приняли участие 165 делегатов из 28 епархий. Программа конференции была насыщенной, предполагала разнообразные формы работы.[/lead]

2673-2674

Первый день участники форума посвятили знакомству с ключевыми церковными социальными проектами Кузбасской митрополии. Делегатам рассказали о служении сестричества святых Жен-мироносиц при Кемеровской областной клинической больнице, познакомили с работой детского дома «Покров» при Свято-Успенском женском монастыре села Елыкаево и епархиального реабилитационного центра для наркозависимых «Лествица» в поселке Кузбасский. Гости побывали также в храме преподобной Софии Суздальской при областной психиатрической больнице и домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при кемеровском хосписе. Официальное открытие конференции состоялось 23 июня в Кемеровском епархиальном управлении. По завершении пленарного заседания участники форума провели работу по секциям, в ходе которых обсудили вопросы по привлечению средств на социальные проекты и организации церковной помощи в чрезвычайных ситуациях.

24 июня, в заключительный день работы конференции, также в рамках секционных заседаний были рассмотрены вопросы помощи наркозависимым и бездомным, развития профилактики абортов в регионах, социального служения инвалидам и их семьям на приходах.

Особое внимание на конференции было уделено профилактике и лечению наркозависимости. Острой темой, со слов участников секции, стало быстрое распространение синтетических наркотиков, и прежде всего спайсов. Сегодня это серьезная проблема как для Сибири, так и для всей страны.

«Их действие подобно бомбе, заложенной террористами. В случае с синтетическими наркотиками специалисты говорят об эффекте, сопоставимом с оружием массового поражения, — посетовал в своем докладе на секции «Церковная помощь наркозависимым» руководитель реабилитационного центра в селе Зеледеево Кемеровской области протоиерей Дионисий Пучнин. Всего на территории Кемеровской митрополии действует 4 реабилитационных и 3 мотивационных центра для наркозависимых. Большое внимание этому направлению социального служения уделяет митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. По его благословению в каждом крупном городе епархии определен храм, куда могут обратиться наркозависимые и их родственники.

По данным мониторинга 2014 года, в России действует свыше 60 церковных реабилитационных центров для наркозависимых.

Кроме того, в рамках конференции состоялся круглый стол на тему: «Практика реализации Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма».

VI Межрегиональная конференция по церковному социальному служению прошла по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с целью не только обмена опытом и активизации мирян в социальном служении, но также информирования о существующих успешных социальных церковных проектах и обучения эффективным методам и формам социальной работы.

Интервью участников конференции

Священник Владимир Аверин, настоятель храма свт. Иннокентия Иркутского города Туран Кызыльской епархии. На своем приходе, при храме, отец Владимир при содействии Администрации города открыл реабилитационный центр помощи алко- и наркозависимым.

2673-2675

– Отец Владимир, поделитесь опытом своей работы с алко- и наркозависимыми людьми.

– Здесь нужно уточнить, что, кроме алко- и наркозависимых людей, есть еще и никотиновые зависимые, так эти три беды идут вместе, рука об руку, и если мы будем бороться с чем-то одним, то это не будет очень эффективно. У нас эти болезни определяется в двух плоскостях – материальной и духовной. В плоскости физической делается очень много: у нас хорошие врачи, хорошие лекарства, но результаты плачевны. Почему? Потому что работа в духовной плоскости практически не велась до определенного времени. А сейчас Церковь принимает самое активное участие в оказании помощи таким людям.

– Каким образом деятельность осуществляется на Вашем приходе, ведь у Вас, как известно, маленький город?

– У нашего города есть две особенности: среди малочисленного населения есть те люди, которые позиционируют себя буддистами, и те, кто считают себя шаманистами. Несмотря на то, что эти люди реабилитируются в центре, которых находится при храме, и практически полностью погружаются в церковную жизнь, процент воцерковления практически сводится к нулю. Эти две категории людей мы берем в наш центр с определенными условиями: они делают все то же, что делают христиане, – богослужения, участие в трудотерапии, изучение Священного Писания (у нас есть даже Священное Писание на тувинском языке), беседы с психологами, но участвовать в Таинствах церкви они не могут. Мы, конечно, побуждаем их мотивацию ко Крещению, но, к сожалению, за все время крещены 3-4 человека. Еще одной особенностью нашего контингента является то, что к нам приходят осужденные люди. Они получают в суде рекомендацию, проходят медицинское обследование и тогда приходят к нам.

-Как же вы работаете с такими людьми – они ведь социально опасны?

– Как раз и не опасны! Эти люди послушны, так как они, приходя сюда, имеют альтернативу – либо жить и лечиться при храме, либо отбывать срок в тюрьме. И такие люди конечно же выбирают наш центр, потому что всем известны тюремные условия, которых заключенные очень боятся. Намного сложнее работать с людьми, взятыми с улицы.

— Где в таком маленьком городе вы нашли людей, которые согласились на такую сложную работу?

– У нас на приходе есть психолог. У нее приключилась беда, и она пришла в наш центр: ее сын был алкоголиком, над которым мы вместе работали, а потом я попросил ее работать в центре. Есть также учителя, которые проводят беседы, мотивируют подопечных на общие человеческие ценности, например, такие, как брак, семья. Конечно, реабилитируемые много врут, скрывают, не желая жить как положено.

-И в заключении, отец Владимир, скажите исходя из Вашего опыта, все-таки насколько нужна такая работа с зависимыми людьми и почему?

– Это служение в Церкви очень нужно и нам, и прежде всего реабилитируемым. Нам это нужно потому, что мы через это выполняем самую важную заповедь любви: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Стремиться к исполнению этой заповеди должен каждый.

Беседовал иерей Константин Аникин

* * *

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

2673-2676

– Владыка, какие наиболее актуальные задачи сегодня стоят перед социальным служением Церкви?

– Я думаю, что наиболее актуальная задача – сохранение семьи. Если мы будем сохранять наши семьи, будем помогать многодетным семьям, тем женщинам, которые не решаются оставить ребенка, тогда, конечно, все остальные наши службы будут не так важны и не так нужны. Если будет большая семья, то она сама будет заботиться о своих членах. Беда в том, что сегодня наше общество атомизировано, и каждый живет сам по себе, поэтому нужны какие-то социальные институты, чтобы сохранить наше общество. А главным таким институтом всегда была семья. Семья была ячейкой общества, живой клеточкой общечеловеческого организма. Поэтому главное сегодня – сохранение семьи.

– Русская Православная Церковь все больше являет миру добрые примеры социального служения. Предполагается ли развитие этой деятельности?

– Церковь не должна подменять собой государственные институты, которые занимаются социальной работой. Она не может этого сделать, потому что она не собирает налогов, у нее нет на это больших средств. Ведь социальная работа в стране осуществляется за счет налогов, которые мы с вами платим. Эти деньги государство перераспределяет и организует масштабную работу, которая ведется светскими социальными службами. У Церкви такой возможности нет. Церкви главное – показать людям пример настоящей любви, помочь людям утвердиться в этой любви, вдохновить их. Задача Церкви стоит в том, чтобы как можно большему количеству людей это объяснить. Тогда, конечно, изменится атмосфера, тогда наш народ будет един в делании добра.

– Владыка, вот если бы сейчас вы стали настоятелем нового прихода, какое социальное служение вы организовали бы в первую очередь?

– Я был уже настоятелем храма 25 лет тому назад в Москве. Мы там ничего специально не организовывали. К нам приходили люди и просили нас помочь. И когда мы отзывались на их просьбы, то организовывалось то или иное направление помощи. Я служил в одном больничном храме. Когда к нам приходили бездомные, то мы помогали бездомным, когда приходили воспитатели детей-сирот – помогали детям-сиротам, позже создали свой детский дом, помогали бабушкам в больнице, но когда они выписывались, то им некому было помочь, поэтому создали патронажную службу, помогали детям-инвалидам, потом создали свой дом для детей-инвалидов. Все эти формы служения не задумывались, не планировались специально, а возникали естественно из тех задач, которая ставила перед нами жизнь.

Но эта большая работа должна совершаться не одним настоятелем, но всем приходом. Приход должен быть семьей, в которой люди заботятся друг о друге и в которой есть любовь. Если ты любишь Бога, стремишься к Нему, то твоя душа воспламеняется любовью и ты стараешься передать ее другим, помогать людям. Это естественный процесс.

Беседовал Вадим Акентьев