[lead]С днем Воскресения Христова, который в этом году пришелся на 12 апреля, связаны два таких важных для православных верующих праздника, как Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница). Подробнее о том, что это за праздники, когда и почему они отмечаются, расскажем прямо сейчас.[/lead]

Миниатюра Евангелиария. Византия. XI в.  Монастырь Дионисиат, Афон

Миниатюра Евангелиария. Византия. XI в.
Монастырь Дионисиат, Афон

Оба этих праздника отмечаются в хронологической последовательности, так, как это происходило более тысячи лет назад.

В шестой четверг после Пасхи (на сороковой день) весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне. Название праздника говорит само за себя: это завершение земного служения Иисуса Христа и Его Вознесение на Небо. Число 40 выбрано не случайно: в Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Победив смерть и воскреснув, Христос указал путь человечеству, открыв каждому возможность вознестись к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе. Дав ученикам последние наставления, Иисус Христос «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Тогда же апостолам было сказано и о втором пришествии Христа, время и место которого сокрыто от человека, и о том, что на них сойдет благодать Духа Святого. В ожидании этого события апостолы должны быть вместе и непрестанно молиться. В эти дни ученики Христовы, помолившись, выбрали по жребию двенадцатого апостола Матфия, вместо погибшего Иуды-предателя.

Предсказанное событие (сошествие Духа Святого), имеющее огромное значение для всего православного мира, случилось на десятый день после Вознесения Господня и на пятидесятый после Пасхи. Именно потому второе название праздника Святой Троицы – Пятидесятница.

Святитель Иоанн Златоуст: «Троица – существующая прежде веков, не от начала получившая бытие, но безначальная, вечная, нестареющая, бессмертная, бесконечная, неувеличивающаяся, неуничтожающаяся, неразрушимая…»

Все апостолы, вместе с Божией Матерью, другими учениками Христа и прочими верующими молились, когда шум наподобие сильного ветра наполнил весь дом, а языки появившегося пламени остановились (по одному) на каждом из апостолов. Сошествие Духа Святого знаменовали не только эти события, но и последующее славословие Господа на разных языках, которых прежде молящиеся не знали. Это великое событие означало, что отныне апостолы обрели способность и силу для проповеди учения Христова всем народам; что священничество имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В своей проповеди, последующей за молитвой, апостол Петр возвестил народ израильский о том, что тот, кого они распяли, стал Спасителем человечества: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».

В этот день около трех тысяч человек приняли Крещение, и это послужило началом устройства Царствия Божия (т. е. Церкви Христовой) на земле.

Преподобный Ефрем Сирин: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо».

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться. Та благодать, которая была передана апостолам в виде огненных языков, теперь подается в святых таинствах Православной Церкви, через преемников апостолов – епископов и священников. Священство есть таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Частицу этой благодати священник передает человеку во время Крещения, отпущения грехов, причащения и других церковных таинств.

Если возвращаться мыслью непосредственно к празднику, то первый день Пятидесятницы, воскресение, Церковь посвящает преимущественно прославлению Святой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник, прославлению Духа Святого, отчего и называется Духовым днем.

В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами символизирует живительную, созидающую силу Господа.

текст: Ангелика Вольф