торжество из торжеств

[lead]Пасха! Трудно найти человека, который бы не знал об этом празднике. Мало того, практически каждый православный христианин уверен, что понимает значение этого слова: «Ну как же, Пасха – это Воскресение Христово!» Обычно дальше этой фразы дело не идет. А вот о том, как и когда возник Светлый праздник, отмечаемый еще со времен Апостольской церкви, знают далеко не все.[/lead]

И. Каверзнев. Светлая Пасха

И. Каверзнев. Светлая Пасха

Лучше всего об этом рассказано в Библии, в книге «Исход». Когда Господь решил спасти свой народ от рабства и вывести евреев из Египта, фараон не захотел расстаться с рабочей силой. Не помогла ни одна из египетских казней, обрушенных Господом на непокорных египтян: ни превращение воды в кровь, ни град, ни жабы, ни саранча… Чтобы заставить правителя отпустить род израилев из страны, Господь пошел на самое жестокое наказание — смерть всех египетских первенцев.

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исход 12:1-14).

Апостолы говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и – в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4,12).

Сегодня у еврейского слова «пэсах» – два значения. С одной стороны, это праздник Пасхи, а с другой — праздничная жертва, пасхальный агнец. Когда-то глагол «песах» означал «перескочить через что-то», «оставить нетронутым», «пройти мимо». Господь не затронул дома евреев, «прошел мимо» них. Именно об этом событии напоминает Пасха евреям.

Пасха  это не просто праздник. Это  суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди.

Совсем другое значение имеет новозаветная Пасха – с тех самых пор, как Иисуса Христа распяли в канун этого еврейского праздника. Хpистос выступил в роли пасхального агнца и воскрес первым из умерших. В Ветхом завете Ангел смерти проходил мимо домов, косяки которых были помазаны кровью агнца, так в наше время Бог не будет судить тех, кто принимает жертву Иисуса Христа. Как кровь агнца оставляла жизнь младенцам евреев, так «кровь Иисуса Христа … очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16)

Поначалу Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: до дня Воскресения Христова и после него, Пасху Крестную (по-другому Пасху Страданий) и Пасху Воскресную (или Пасху Воскресения). Современное наименование — Страстная и Светлая седмицы – эти недели получили после Никейского Собора 325 года. Тогда же сам день Воскресения был назван Пасхой.

Общепринятым праздник Воскресения Христова стал только к пятому веку.

Не все первохристиане отмечали Пасху, а те, кто отмечал, делали это в разное время. Так, в Малоазийских Церквах ее праздновали в 14-й день нисана (марта), вне зависимости от дня недели. На Западе Пасху праздновали отдельно от иудейской: в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Разногласия в этом вопросе урегулировал все тот же Никейский Собор. Где были назначены даты празднования Пасхи (для евреев и христиан отдельно). А именно, в первый воскресный день, следующий за весенним полнолунием, которое будет или непосредственно в день воскресного равноденствия, или сразу после него, но не ранее весеннего равноденствия. Пасха христианская, по правилам Собора 325 года, следует после еврейской.