[lead]Из слова Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского на праздник Сретения Господня[/lead]

2373-2374

Ныне — иное таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда так велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, но и ангельской.

…Итак, братие, все просветимся, все возсияем. Пусть никто из нас не окажется не участвующим в этом свете, пусть никто не пребывает объятым темною ночью, но выступим все в сиянии и, просвещенные, пойдем во сретение ему и вместе со старцем Симеоном воспримем оный ясный и вечный свет. Радуясь духом, вместе с сим Симеоном, с благодарностью воспоем песнопения Отцу света, Который послал истинный свет, разогнал мрак и осветил всех нас. Ибо Богу принадлежит спасение, которое он «уготовал пред лицем всех народов» (Лук. 2:31) и явил для славы нас — нового Израиля, и мы чрез него познали себя, поелику пребывали в оном древнем и темном грехе, как бы в оковах настоящей жизни, но освободились от него, после того как Симеон узрел Христа. Принявши с верою Христа, пришедшаго к нам из Вифлеема, мы сделались народом Божиим, узрели Бога во плоти, стали новым Израилем и Его пребывание среди нас прославляем ежегодными празднествами. Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева… (Исх. 13:2; Лук. 2:23). …И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем и таким образом исполнил закон. Благодарными устами он сказал: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лук. 2:29), потому что «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня: (Лук. 2:26) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона, яко, говорит, «видесте очи мои спасение твое» (Лук. 2:30). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом.

…И все мы, мыслящие право, выйдем на сретение Христу Богу и примем Его вместе со старцем Симеоном и со вдовицею и пророчицей Анною.

…Мы в совершенстве обновлены и вознесены Христом на высоту, посему, отвергнув ветхий свет и все то, что прельщает плоть и недостойно блистательного света Христова, воспоем Господеви песнь нову.

…Воспоем Господу песнь нову, поелику Он совершил чудеса и посредством пребывания Христа не только все чудесно обновил, но возвратил Себе потерянное старое. О сем и пророк говорит: «спасе его десница его и мышца святая его» (Псал. 97:1). И кто это — десница Бога Отца и мышца святая Его, как не Сын, чрез Которого все, Которым Он создал то, чего прежде не было, и все привел из небытия в бытие? Чрез Него и мы сохранены, освобождены от прежней нашей ветхости, вновь приобретены и сделались новым смешением (1 Кор. 5:7)…

СПРАВКА

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

В молодости Софроний был учителем словесности. Рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где познакомился и сблизился с Иоанном Мосхом. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова(персидский монарх. Прим. ред.) помешало им возвратиться в Палестину, и Софроний вместе с Иоанном направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний через Кипр совершил поездку в Рим, где Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в Лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний снова приехал в Египет, где в тот период было активно монофелитское движение (еретическая христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа). Он выступил против александрийского Патриарха Кира, насаждавшего монофелитство.В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Это было время сарацинских (арабских) нашествий, и вскоре после взятия Иерусалима в 638 году Софроний скончался.