2367-2368

О ФИЛЬМЕ
«Левиафан» — киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова, поданная в условиях современной России режиссёром Андреем Звягинцевым в 2014 году. Название взято из Книги Иова. В то время как изначально Левиафан – это библейский образ, в фильме он используется как метафора власти, предложенная Томасом Гоббсом, который в своём трактате «Левиафан» сравнил государственную машину с Левиафаном, так как и первое, и последнее уничтожают человеческую природу и уничтожают свободу.

По словам режиссера Андрея Звягинцева, мир «Левиафана» зародился из истории американца Марвина Химейера (того, который сделал из бульдозера танк и объявил войну властям, отобравшим у него землю). Съемки фильма проходили в городе Кировске и в поселке Териберка в Мурманской области. В киноленте показана семья, проживающая на берегу Баренцева моря, у которой местная власть пытается отобрать все имущество, чтобы использовать участок для своих нужд.

НАГРАДЫ
«Левиафан» – стал первым в истории российским фильмом, удостоенным американской премии «Золотой глобус», вошел в число номинантов на премию «Оскар». Наряду с этим А.Звягинцев победил в номинации «лучший режиссер» российской премии «Золотой орёл».

ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ
Глава Союза православных граждан Валентин Лебедев призвал министра культуры Владимира Мединского ограничить прокат фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». По его мнению, аргументы защитников «Левиафана» «не выдерживают критики». «Этот фильм отнюдь не о борьбе с пороками пьянства, коррупции и сквернословия. В нем торжествует только одна — «смердяковская» — правда. Левиафан в образном видении режиссера – это российское государство, народ и Русская Церковь, не достойные существования. Очевидно, именно по этой причине фильм снискал такую любовь «мировой общественности» и так щедро одаривается премиями».

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в эфире телеканала «Спас» заявил, что религиозная идея в картине «явно антихристианская», поскольку история Иова — это оптимистическая история, когда «человек, перенося испытания, которые Бог ему послал для его укрепления в вере, видит смысл в этих страданиях и не бунтует против Бога, не в тупик себя загоняет, а преображается духовно, и Бог ему дает свои великие блага».

МНЕНИЕ ЗУЛЬФИКАРОВА
Автор многих фильмов, 4 из которых получили мировое признание — Тимур Зульфикаров дал свою оценку нашумевшей картине Андрея Звягинцева «Левиафан».

Зульфикаров пишет: «…Прежде всего, библейское название никак не соответствует банальной бытовой истории, рассказанной в фильме. Вот романы Кафки или его великая новелла «В исправительной колонии», или творения Габриэля Маркеса – вот это действительно «Левиафаны»…

Но забавно, что даже эта маломощная новелла взята у американцев… Поистине, мы стали страной тотального «секонд-хенда», обезьяньей колонией…

Груда камней — это еще не храм и даже не убогий дом… А фильмы нашего уважаемого лауреата Андрея Звягинцева — увы! — это груды разбросанных камней… Конечно, в эпоху всемирного блефа, когда заспиртованная акула объявлена великим актом живописи, и груда разбросанных камней может быть названа шедевром скульптуры…

Можно ли объективно сказать о фильме? Кто можнет хотя бы претендовать на объективность? Повод поразмышлять над фильмом и ситуацией, безусловно, есть.

РЕЖИССЁР ДОВОЛЕН РЕЗУЛЬТАТОМ
Режиссер «Левиафана» Андрей Звягинцев рад, что его фильм вызвал такое бурное обсуждение. «Ощущение, что фильм попал в самое сердце и средоточие, туда, куда мы хотели попасть, – сказал А.Звягинцев на пресс-конференции после пресс-показа картины, – Нам было заранее понятно, что общество поляризуется, но чтобы такая крайняя степень взглядов — это большая удача».

Он скептически отнесся к предположениям некоторой части общества о заказном характере фильма, отметив, что «за этими словами и идеями люди прячутся, им нужно увести зеркало от себя». Звягинцев не согласился с мнением, что не надо было выносить сор из избы. По его мнению, «его необходимо выносить, чтобы в избе стало чисто».

ФИЛЬМ НЕ ТОЛЬКО РУГАЮТ
В православной среде есть и «неругательные» реплики о фильме, в том числе от священнослужителей. Так, митрополит Мурманский и Мончегорский Симон похвалил фильм. «Фильм честный», — заявил иерарх. По его словам, мат, на который в данной ситуации ссылаются, «к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью», «кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду». «Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нем указано на жизненные проблемы страны как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьезное врачевание», — заявил митрополит.