2364-2365

[lead]О причинах нестабильной ситуации в стране и мире своей точкой зрения делится митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии:[/lead]

«…В экономическом и социальном отношении многим народам — тому же украинскому, российскому народу, белорусскому, молдавскому — в течение всего этого года было непросто. Закончились тучные годы. Но не нужно по этому поводу ни отчаиваться, ни унывать. Отчаяние и уныние — не христианские чувства.

Нынешние трудности прошлись тяжелой поступью по судьбам многих людей. Но, несмотря на эти вызовы, на обеднение большого количества людей — по поводу чего, конечно же, можно только сожалеть — мы остались самими собой. Мы не перепугались, не пошли на поводу у того экономического давления, которое оказывалось на наши народы. Мы не передрались ради доступа к материальным благам. Многие, в том числе богатые люди, руководящие крупными коммерческими предприятиями, почувствовали необходимость и правильность большей ориентации на волю собственного народа, а не на указания из-за рубежа. Поэтому нынешние экономические трудности принесли как новые проблемы, так и возможности для разрешения проблем, которые накапливались десятилетиями.

Нынешние трудности прошлись тяжелой поступью по судьбам многих людей. Сегодня сложились непростые внешние жизненные условия. Будущее сокрыто от нас. Но есть нечто, что может помочь человеку иметь спокойный взгляд в будущее, почти что предвидеть это будущее.

Сегодня сложились непростые внешние жизненные условия. Будущее сокрыто от нас. Но есть нечто, что может помочь человеку иметь спокойный взгляд в будущее, почти что предвидеть это будущее. И происходит это не от человеческой мудрости и не от способности прозревать неведомое, а от той силы, которую Бог вложил в природу каждого человека. Богу было угодно, чтобы каждый человек и весь род человеческий жил в соответствии с Его замыслом, в соответствии с тем законом, который Он при творении человека вложил в его природу. И если бы все люди жили на основании этого Божественного нравственного закона, то не нужно было бы прозревать будущее — оно было бы совершенно очевидным, потому что Господь призвал человека к полноте жизни, к тому, что мы называем счастьем, к блаженству.

Если эта жизненная и историческая перспектива часто разрушается, то не потому что Бог отказался от Своего замысла и не потому что рождаются люди без нравственного закона в сердце, а потому что своей злой волей мы разрушаем в себе этот закон и живем по своим собственным страстям, совершая злые и опасные деяния. А поэтому и проблемы возникают и на уровне человеческой личности, и в семье, и в обществе, и в государстве, и во всем человеческом сообществе.

Но если мы принимаем на себя обязательства жить по Божиим заповедям, то тогда будущее становится ясным. По крайней мере, наш внутренний мир ничто не сможет разрушить, и Господь в ответ на нашу верность проведет нас через любые испытания…».