Святаго Амфилохия епископа Иконийскаго Слово на Рождество Великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии». – 1836 г. – Часть IV. – с. 227–237.

2227-2228

Настоящий святый праздник Рождества истинного Бога нашего Христа есть для нас непреодолимая твердыня, непоколебимое основание, начало спасения и преславный венец. Для него древнее было образовательно предречено; чрез него новое ясно проповедано всей вселенной. Им уничтожена сила тления и прекращено гибельное поклонение демонам. Им умерщвлены страсти человеческие и восстановлена жизнь ангельского господства. Им отверсто небо и земля получила Божественное величие. Им возвращен человекам рай и упразднено владычество смерти. Им разсеяно демонское обольщение и возвещены премудрость Божия и всечистое пришествие Бога на землю….

….Посему, как мы прославим нынешнее празднество? Как провозгласим настоящее таинственнейшее торжество? Кто исчислит нетленное богатство дня сего? Какими велегласными и возвышеннейшими глаголами исповедуем сие всехвальное и победоносное таинство нетления? О день, достойный безчисленных песнословий! – День, в который возсияла нам звезда от Иакова, небесный человек возстал от Израиля, пришел к нам Бог крепкий, Солнце правды осветило нас, открылось сокровище Божественных добродетелей, прозябло для человеков древо вечной жизни, возсиял Восток с высоты… О Вифлеем, град священный и наследственный всем человекам! О ясли, ясли, равные в славе Херувимам и единочестные Серафимам! Ибо от века возседящий на Херувимах и Серафимах Бог ныне возлегает среди вас как человек. О Мария, Мария, родившая Первенца, – Творца всех! О человечество, сообщившее телесность Слову Божию и в сем отношении предпочтенное небесным и умным Силам! Ибо Христос не благоволил облечься в неизменяемый образ ни Архагелов, ни Начал, ни Сил, ни Властей, нo принял на Себя образ человека, который ниспал с высоты своего достоинства и уподобился безсловесным. He здоровые имеют нужду во враче; но к одержимому тяжкою болезнию человеку пришел настолько дивный Врач, что, изгнав из него болезнь, даровал ему спасение, большее и высшее здравия…

…Мы должны возблагодарить Призвавшаго нас и показать себя достойными Того, Кто приемлет нас в братство и усыновление. Послужим Ему охотно и с любовию, будучи готовыми ко всякому исполнению правды. Украсим себя чистотою, препояшемся убожеством, прилепимся к слову Божию, пребудем в святых молитвах и священных песнопениях во славу Божию… Перестанем почитать себя постоянными жителями земли, уповая быть гражданами небесными, общаться с Ангелами и предстоять престолу горняго царствия. Таковы заповеди святых апостолов! В них Христос положил для нас блаженный и вечный завет свой. Да удивится мир добродетели христиан! Бог для того и оставил нас пребывать среди язычников, дабы мы сияли, как светила, в мире, дабы были «семенем» спасения (Рим.9:29), служа примером к обращению для всех, кои живут вместе с нами. Берегитесь, чтобы кто-нибудь из язычников ради ваших дел не похулил Бога, но да восхвалится чрез нас Тот, Кто призвал, освятил и спас нас. Жестокие и дерзкие люди да удивляются нашей кротости и нашему смирению; злословящие, слыша, что мы в ответ на злословие благословляем их, да устыдятся; корыстолюбцы и мздоимцы пусть найдут нас непричастными корысти, и пусть знают, что мы не имеем стяжания земнаго, но стяжание наше на небе. Приходящие к нам с дружеским приглашением к мирским удовольствиям пусть увидят нас строгими, непоколебимыми, любящими целомудрие, не прельщающимися удовольствием и умерщвляющими плоть свою. Пусть уразумеют все, чт? может совершить в нас пребывание Святаго Духа! Скорые на клятву пусть узнают, что мы не только не клянемся, но даже страшимся произносить имя Божие, говоря о низких и земных предметах. Тогда все мы во всяком случае будем учителями для всех, имеющих общение с нами.

Живя таким образом, мы соделаемся священным квасом, мир заквасится нами во спасение, уготовится чрез нас великий плод Господу, и Бог прославится в нас, по слову Спасителя: «о сем прославися Отец, да плод мног сотворите, и будете Мои ученицы» (Ин.15:8). Прославленный же нами Господь прославит и нас вечною славою во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

СПРАВКА

Святитель Амфилохий Иконийский — епископ Иконии, современник и друг Василия Великого и Григория Богослова, двоюродный брат последнего. Один из Отцов церкви (иногда относят к числу Великих каппадокийцев). Родом из Кесарии Каппадокийской. Изучал право, работал юристом в Константинополе, но вскоре полностью посвятил себя церковно-религиозной деятельности. С 374 года епископ Иконийский, первый митрополит новой провинции Ликаония. Известен своей богословской апологией Божества Святого Духа — против ереси Македония. Ему посвящено сочинение Василия Великого «О Святом Духе». Сам был автором аналогичного сочинение, которое не сохранилось. На соборе в Иконии в 376 году отстаивал Божество Святого Духа против ереси Македония. Ему посвящено письмо Василия «О Святом Духе», ответное послание Амфилохия не сохранилось. Присутствовал на Втором Вселенском Соборе, затем заботился о урегулировании церковной жизни Малой Азии. Скончался в глубокой старости после 394 года.

Святоотеческое наследие православной Церкви очень велико, и каждый труд святого является, с одной стороны, личным переживанием духовности христианства, а с другой, свидетельством историчности веры и ее различных аспектов. Труды Амфилохия Иконнийского отличаются очень красивым поэтическим слогом, который может быть непонятен сперва читателю, но в то же время отражает духовный внутренний мир человека и дает представление о высоком уровне образования. И если человек живет по духу веры, по духу Церкви, ему не будут чужды эти слова о Боге, написанные сотни лет назад!