Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует состояние дискомфорта.

Примерно с 7 и 8 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями

Примерно с 7 и 8 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит на распев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «угу», «авя». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5-6 месяцам младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «па-пу», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев появляется внимание к артикуляции – малыш следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, говорите чётко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Нужно срочно показать ребёнка оториноларингологу, провести исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов.

К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», и т.д.

К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут». Можно отметить появление первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий»,

К 3 годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки, строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения. Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок, он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки (с,с,,з,з,), использует в речи сложноподчинённые предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил в этом возрасте звук (р). Очень часто желание мамы и папы научить ребёнка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки, почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка. К 7 годам он овладевает письменной речью и постигает богатство родного языка.

Мария РОМАНОВСКАЯ
логопед