Сорокадневное пребывание с Богом постящегося и молящегося служителя Его оказалось бесполезным от однократного упоения. Ибо те скрижали, начертанные перстом Божиим, которые принял пост, сокрушило пьянство; потому что, по суду пророка, упившийся народ недостоин был Божия законодательства.

Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ведь не здоровые имеют нужду во враче, но больные

Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ведь не здоровые имеют нужду во враче, но больные

О ПОСТЕ
Пост — дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона. Если подождешь немного, то уверишься в истине сказанного. Не думай, что день очищения, установленный для Израиля в месяц седьмой, в десятый день месяца (Лев. 16:29), есть начало поста. Углубись в историю и ищи древность его происхождения. Пост — не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все, отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт. 2:17). А это «не ешь» есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ведь не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12). Мы повреждены грехом — вылечимся покаянием; а покаяние без поста не действенно. Проклята земля: терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3:17, 18). Сказано сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдайся перед Богом.

ПРЕБЫВАНИЕ В РАЮ – ОБРАЗ ПОСТА
Но и само пребывание в раю есть образ поста, не потому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении Ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и потому, что жившим в раю не приходило на мысль, что впоследствии изобретено человеческим примышлением: ни употребление вина, ни заклание животных, ни все то, что делает мутным человеческий ум.

Так как мы не постились, то изгнаны из рая. Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай. Не видишь ли, как Лазарь чрез пост взошел в рай?

Не подражай преслушанию Евы, не принимай опять в советники змия, который предлагает еду, поблажая плоти. Не ссылайся на недуги и немощь тела. Не мне представляешь эти предлоги, но Ведущему (Знающему Богу). Скажи мне: поститься ты не можешь, а пресыщаться и подавлять тело бременем съедаемого можешь? И больным, сколько знаю, врачи предписывают не разнообразие еды, но неядение и малоядение. Как же это выполнять можешь, а о том говоришь, что не можешь? Что легче для чрева: провести ли ночь после умеренного вкушения пищи или лежать, обремененному обилием яств, лучше же сказать, не лежать, а часто ворочаться, потому что яства теснят и распирают. Сила жизненная легко переваривает пищу умеренную и простую и претворяет ее в плоть питаемого; а приняв дорогие и разнообразные снеди, потом будучи не в состоянии переварить их совершенно, производит разные роды болезней.

НЕ ПОДРАЖАЙ ПРЕСЛУШАНИЮ ЕВЫ, НЕ ПРИНИМАЙ ОПЯТЬ В СОВЕТНИКИ ЗМИЯ, КОТОРЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ ЕДУ, ПОБЛАЖАЯ ПЛОТИ

ПОСТ В ДРЕВНОСТИ
Но пусть слово обратится к истории и покажет древность поста, покажет, что все святые соблюдали пост как отеческое какое–то наследие, передаваемое от отца сыну и преемственно получаемое, так что стяжание сие, по порядку преемства, сохранилось и до нас.

В раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоядения. После потопа узнали вино; после потопа сказано: ешьте все, как зелень травную (Быт. 9:3). Когда не стало надежды на совершенство, тогда дозволено наслаждение. А доказательством, что вино не было еще изведано, служит Ной, не знающий употребления вина. Оно не вошло еще в мир и не было привычным для людей. Ной, не зная его действия на других, не испытав и на себе, неосторожно понес вред от вина. Ибо Ной насади виноград, и выпил от плода, и опьянел (Быт. 9:20–21) не потому, что был пристрастен к вину, но потому, что не изведывал, в какой мере вкушать его. Так изобретение винопития гораздо позднее рая, и такую–то древность имеет досточестность поста!

Но знаем также, что и Моисей во время поста взошел на гору. И не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если б не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях. И вверху горы пост обеспечил законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения. Ибо сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32:6). Сорокадневное пребывание с Богом постящегося и молящегося служителя Его оказалось бесполезным от однократного упоения. Ибо те скрижали, начертанные перстом Божьим, которые принял пост, сокрушило пьянство; потому что, по суду пророка, упившийся народ недостоин был Божьего законодательства. И этот народ, который великими чудесами научен богопознанию, ненасытностью чрева в одно мгновение низринут в египетское идолобесие. Сравни же одно с другим: как пост возводит к Богу, и как роскошь делается предательницею спасения!

Простираясь тем же путем, снизойди и до нижеследующего. Что очернило Исава и сделало рабом брату? Не одна ли еда, за которую он отдал первенство? А Самуила даровала матери не молитва ли, соединенная с постом? Что великого ратоборца Сампсона сделало непреодолимым? Не пост ли, с каким он зачат во чреве матери? Пост чревоносил его, пост вздоил его, пост сделал его мужем; пост, который предписал матери его Ангел: пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера (Суд. 13:14).

Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; в битвах совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию; освящает назарея, совершает священника, ибо без поста невозможно отважиться на священнодействие, не только в сегодняшнем таинственном и истинном служении, но и в подзаконном.

ПОСТ — БЛАГООБРАЗИЕ ГОРОДА, БЛАГОУСТРОЙСТВО ТОРЖИЩА, МИР ДОМОВ, СПАСЕНИЕ ИМУЩЕСТВ. ХОЧЕШЬ ЛИ ВИДЕТЬ ЕГО СЛАВУ? СРАВНИ НЫНЕШНИЙ ВЕЧЕР С ЗАВТРАШНИМ И УВИДИШЬ ГОРОД, ИЗ ШУМА И ВОЛНЕНИЙ ПЕРЕШЕДШИЙ В ГЛУБОКУЮ ТИШИНУ. НО ЖЕЛАЮ, ЧТОБ И СЕГОДНЯШНИЙ ВЕЧЕР СЛАВОЮ УПОДОБЛЯЛСЯ ЗАВТРАШНЕМУ И ЗАВТРАШНИЙ НИСКОЛЬКО НЕ УСТУПАЛ В СВЕТЛОСТИ НЫНЕШНЕМУ

Пост сделал Илию зрителем великого видения; потому что, очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку. Постящийся Илия возвратил сына вдовице, чрез пост оказавшись крепче смерти. Из уст постящегося нисшедший глас заключил беззаконному народу небо на три года и на шесть месяцев. Чтобы умягчить необузданное сердце жестоковыйных, Илия решился и себя осудить с ними на злострадание. Потому сказал: жив Господь… если будет вода на земле, только от уст моих (3 Цар. 17:1). И наступившим голодом наложил он пост на весь народ, чтобы исправить его от порока роскоши и распутной жизни…

А муж желаний Даниил, который три седмицы хлеба не ел и воды не пил, научил поститься и львов, сошедши к ним в ров. Ибо львы не могли вонзить в него зубов, как будто он был из камня, или из меди, или из другого какого твердого вещества. Как железо закаляется чрез погружение, так пост, закалив тело Даниилово, сделал его неприступным для львов; и они не отверзли уст на святого. Пост угасил силу огненную, заградил уста львов…

разворот подготовил
иерей Владимир КРИЦАК