* Афанасий переводится с греческого «бессмертный».

1818-1820

Афанасий Великий (ок. 298—373)

один из греческих отцов церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи.

1) Возжелавшие в искаженном извращении понимать божественныя Писания, в подкрепление хулы своей, выставляют относящиеся к человечеству высказывания об обнищании Сына Божия. Но в этих–то уничижительных речениях и действиях усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому, если бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к Коринфянам: вы ведь знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, так как ради нас (Он) обнищал будучи богатым, дабы мы нищетой Его обогатились (2 Кор. 8, 9); то никак не осмелились бы называть Сына неподобным Отцу, особенно зная, какого рода обнищание Его и какова сила креста Его. Поэтому и в другом месте говорит тот же Павел: чтобы вы, понимая превосходящую разум любовь Христову, смогли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, чтобы вам исполнится всей полнотой Божьей (Ефес. 3, 18. 19). По этой–то причине о нищете и страданиях Его с дерзновением пишет: мне же пусть не будет (другой) возможности хвалиться, только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Им же мне мир распялся, и я миру (Гал. 6, 14); и еще: так как я рассудил не знать чего-то (другого) среди вас, только Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2, 2); и: если бы понимали, (то) не распяли бы Господа славы (8). И сейчас еретики эти, если бы понимали божественныя Писания, то не осмелились бы хулить Творца всяческих, называя Его творением или созданием.

Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: какую жизнь Отец имеет в Себе, такую же жизнь дал и Сыну иметь в Себе (Иоан. 5, 26). Говорят: у дающего есть превосходство перед принимающим; написано также: почему Меня называешь благим? никто же (ведь) ни благ, только один Бог (Марк. 10, 18); и еще: Боже Мой, Боже Мой, зачем (же) Меня оставил (Матф. 27, 46)? и также: о дне же последнем никто не знает, ни Сын, (но) только Отец (Марк. 13, 32); и еще: Его же Отец освятил и послал в мир (Иоан. 10, 36); и еще: Бог Отец воскресил Его из мертвых (Галат. 1, 1). Как же, говорят, Воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?»

2) Из многих возражений предложили мы эти немногие, чтобы, после их разрешения, без труда было можно понимать и прочие. Поэтому обязаны мы, по возможности, объяснить их силу.

Если блаженный Павел говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых; то Иоанн повествует: рече Иисус: разорите эту церковь, и тремя днями воздвигну ее. Говоря же, присоединяет, о церкви тела Своего (Иоан. 2, 19. 21). Из этого для внимательных (становится заметным), что, потому как воскрешено тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся к телу Его говорится о лице Его. Поэтому таким же образом, когда говорится, что Отец дал жизнь Сыну, разуметь нужно жизнь, подаренную плоти. Ведь если Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь? И если сам Он дает обетование, говоря: овцы Мои голос Мой слышат, и Я знаю их, и за Мной идут, и Я жизнь вечную дам им, и не погибнут во веки (Иоан. 10, 27. 28); если Он — Божия Премудрость; если Им сотворен всякий возраст; то почему говорится: Иисус же преуспевал (в) премудрости и возрасте (Лук. 2, 52)? Если Отец сотворил все через собственное Слово Свое и через Сына, то явно, что через Него же совершил и воскресение плоти Его; а поэтому, через Него же и воскресил Его, через Него дает Ему и жизнь. Воскрешается Он по плоти, как человек, и принимает жизнь, как человек, образом принимается, как человек (Фил. 2, 7): но, как Бог, Сам воскрешает храм Свой и дает жизнь плоти Своей.

Если говорит также: Его же Отец освятил и послал в мир (Иоан. 10, 36); то в другом месте говорит: за них Я посвящаю Себя, да и они будут освящены истиной (Иоан. 17, 19).

И если говорит: Боже Мой, Боже Мой, зачем (же) Меня оставил? то говорит это от нашего лица; потому что вид раба принял, в подобии человеческом был, и образом явился как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной, и проч. (Фил. 2, 7); и как говорит Исаия: Сей грехи наша носит, и о нас болезнует (Ис. 53, 4). Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда Апостол говорит: тем же и Бог Его превознес, и подарил Ему имя, которое больше любого имени (Филип. 2, 9); говорит это о храме, т. е. о теле Его.

3) Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего подарил имя, которое больше любого имени. Не Божье Слово по благодати приняло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: Слово было Богом (Ин. 1, 1), то–есть, всегда был Бог–Слово, и этот Самый Бог сделался плотью, чтобы плоть Его сделалась Богом–Словом; как и Фома, осязав плоть Его, воскликнул: Господь мой, и Бог мой (Ин. 20, 28), то и другое вместе именуя Богом; подобно и Иоанн написал: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1). Из этого видно, что во плоти осязаем был Сын и Отчее Слово, и что то и другое в божественном Писании наименовано осязаемым Словом жизни.

И когда говорит: еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Иоан. 7, 39), о плоти Его говорит, потому что она еще не была прославлена. Ибо прославляется не Господь славы, но плоть Господа славы; она принимает славу, с Ним вместе восходя на небо. Потому–то и Дух сыноположения не был еще в людях, потому что воспринятый от нас начаток не восшел еще на небо.

4) Посему, как скоро Писание говорит, что Сын принял, что Сын прославлен, говорит это о Нем по человечеству, а не по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня Отец Мой больше Меня есть (Ин. 14, 28), Отца называет большим Себя, потому что соделался человеком; а как Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: Я и Отец — одно (Ин. 10, 30); и: видевший Меня, видел Отца (Ин. 14, 9). И не хищением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по природе и единосущен Отцу, потому что рожден от Отчей сущности. И когда Апостол говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Колос. 2, 9); тогда нужно понимать, что вся полнота Божества живет во плоти Его. И сказав: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Римл. 8, 32), в другом месте говорит: как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее (Ефес. 5, 25).

5) Не Себя пришел спасти безсмертный Богь, но умерщвленных; не за Себя пострадал, но за нас; и посему–то воспринял на Себя наше унижение и нашу нищету, чтобы даровать нам богатство Свое. Ибо страдание Его есть наше избавление от страдания; смерть Его — наше бессмертие; слезы Его — наша радость; погребение Его — наше воскресение; крещение Его — наше освящение. Ибо говорит: за них Я освящу Себя, да и они будут освящены истиной (Ин. 17, 19). Язва Его — наше исцеление; так как язвой Его мы исцелились (Ис. 53, 5). Наказание Его — наш мир; ибо наказание мира нашего на Нем, т. е. для нашего мира Он наказывается. Бесславие Его — наша слава; поэтому, ради нас просит Он славы, говоря: прославь Меня Ты, Отче, у Тебя самого славой, которую имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17, 5); ибо в Нем прославляемся мы. Сошествие Его — наше восшествие, по написанному: и воскресил (нас) с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Ефес. 2, 6. 7).

Ведь если Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь?

Не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир.

И когда говорит на кресте: Отче, в руки Твои предаю дух Мой (Лук. 23, 46), в Себе предает Отцу всех людей, в Нем оживающих; так как они являются Его членами; и эти многие члены являются одним телом, т. е. Церковь, как блаженный Павел пишет к Галатам: ведь все вы являетесь одним телом во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Поэтому; в Себе предает всех.

6) Так и когда говорит: Господь создал Меня начало путей Своих (Притч. 8, 22), говорит это о Церкви, в Нем созидаемой; потому что Творец всяческих не есть тварь и произведение, но в Творце обновляется тварь, по сказанному Павлом: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе (Еф. 2, 10); и как еще говорит: чтобы сейчас сделалась известной через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, (так как) в Нем имеем дерзновение и приведение в утешении верой Его (Еф. 3, 10. 11); и еще: как избрал нас в Нем прежде сложения мира, быть нам святыми и непорочными пред Ним в любви, прежде назвал нас во усыновление Иисусом Христом в Него (Еф. 1, 4. 5); и также говорит о двух народах: да оба создаст Собою в одного нового человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богу крестом, убив вражду на нем (Еф. 2, 15, 16).

Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Часть третья. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 251–276.(Репр. изд.: СТСЛ, 1903).

Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына, устаревшие формы речи приближены к современным выражениям иереем Владимиром Крицаком.

Материал подготовил:
иерей Владимир КРИЦАК