Об акварели
древней и всегда молодой
[lead]В течение трех сезонов, с осени 2013 года, беловская и кемеровская публика имела возможность погрузиться в атмосферу станковой графики благодаря двум передвижным экспозициям, пастели и акварели, организованным по инициативе художника и куратора, Л. Д. Адмакиной. Эти выставки дали вполне убедительный срез нынешнего состояния графического искусства в Кузбассе. Среди участников – художники из Кемерова, Новокузнецка, Белово, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска, Топок.[/lead]
В данном случае речь идет о выставке акварели, открытой в г.Белово и перевезенной в помещения Кемеровского университета культуры. В течение двух месяцев ее посмотрели сотни людей очень разных по возрасту, профессии, вкусовым пристрастиям. Многие из них высказали свои впечатления просто, без специальных терминов: нравится или не очень, красиво или нет. И это важно, поскольку всякий интерес лучше безразличия. Но художникам необходимы и более просвещенные суждения. Зрители, которые владеют нужными критериями мастерства, тоже встречаются. С их точки зрения и надо оценивать эту выставку.
Акварельная техника возникла в древности, но сохраняет актуальность, потому что каждая эпоха в чем-то обновляет ее. В этом искусстве есть и своя метафизика, непреходящее начало. Оно в объединении стихий: краски, носители света, взаимодействуют с водой. Говорят, что акварель вбирает тончайший слой бытия. В лучших достижениях такое искусство обращено к самым подвижным явлениям этого мира, к тому, что едва уловимо по ощущениям. И это вовсе не поверхностно по своим смыслам. Благодаря многоцветью и богатству технических приемов созданный на бумаге образ может коснуться самих оснований жизни.
Нельзя сказать, что зрители отдают предпочтение какому-то одному приему изображения: алла прима (по мокрому) или по сухому. Тем более, что художники нередко смешивают те или иные способы цветоналожения. Главное, чтобы изображение сохраняло свежесть. Через прозрачность красок должна просматриваться фактура бумаги.
Конечно, в экспозиции почти из сотни произведений представлены разные уровни мастерства. Можно увидеть очень виртуозные работы и рядом – совсем непритязательные, сделанные по принципу «как в жизни». Но всех объединяет искренность, вложенная в каждый из листов, показанных акварелистами.
Среди отзывов о выставке сразу выявляются жанровые предпочтения зрителей. На первом месте – портреты, которых всего несколько в экспозиции. Изображение человека стало редкостью в выставочных залах. И в этом случае искусство – точный барометр. Упадок интереса к тому человеческому, что в нас от Бога, является приметой времени. Но есть художники, которые не уступают общим веяниям, вглядываются в лица вокруг себя, испытывая любопытство, восторг или сострадание. Конечно, в этом случае мало кто из мастеров осознает христианские архетипы этого жанра, но уважение к художественным традициям остается.
Изображение человека стало редкостью в выставочных залах. И в этом случае искусство – точный барометр. Упадок интереса к тому человеческому, что в нас от Бога, является приметой времени. Но есть художники, которые не уступают общим веяниям, вглядываются в лица вокруг себя, испытывая любопытство, восторг или сострадание.
Очень уверенное владение реалистической эстетикой проявлено в портретах Н. Козленко. Ясное понимание формы, убедительная моделировка фигур, точность характеристик создают целостность образов. Жизнеутверждающая интонация «Автопортрета» и «Женского портрета» переносит воображение в созидательные десятилетия середины прошлого века. В «Портрете художницы С. Гаращук» Г. Писаревской естественная пластика фигуры сопоставлена с напряженностью, внутренним разладом во взгляде персонажа. Этот диссонанс подчеркнут и в живописной гамме, соединяющей фиолетово-серые и охристые цвета. В портретных листах В. Васильева личностные характеристики сплавляются с такой мерой обобщенности, которая ставит образ над конкретными чертами отдельного человека. В красивой серо-болезненной гамме листа «Ностальгия по Тверской» выполнен образ русского интеллигента на фоне поруганных ценностей. Тут есть и переживание, и убеждающая обличительность. Сходный принцип обобщения виден и в портретной работе под названием «Русь» Е. Ефремова. А. Борщ, создавая изображение ребенка («Полинкины сны»), окружает его обилием приятных вещиц и наполняет все кукольным обаянием. И в женском образе «Ностальгия» у Л. Адмакиной есть движение от частных характеристик к собирательности. Немного утрированная пластика фигуры, формы лица и рук в сочетании с крупными теплыми пятнами цвета и нервными штрихующими линиями создают облик кокетливый, но и мечтательный. Все это показано не без иронии.
Второй по успешности жанр, всегда приятный зрителям, — пейзаж. Листы с изображением природы на выставке преобладают. И тут у публики есть много фаворитов. В больших акварелях Г. Писаревской привлекает совершенство исполнения и особая, возвышенная интонация образа. Любой природный мотив, избираемый художницей, осмысливается не как уголок увиденного ландшафта, но как фрагмент пространственной бесконечности. Вид городской окраины в «Березовских угольных далях» и величавый разворот реки под высоким берегом («Старые Черви») несут в себе приметы особой авторской оптики этого мастера. Всегда артистично сделаны акварели Е. Гавриловой. Видно, что она любит работать быстро, чтобы во всей полноте сохранить свое впечатление от природного мотива. Обращаясь к крупным планам в листах «Долина Камыши», «Обское ненастье», художница с редкой убедительностью передает ощущение «плоти» бархатно-зеленых горных перевалов, скал, воздуха, облаков. Жизнь стихий у нее всегда динамична, и чаще всего доминирует вода, организуя среду вокруг себя. Близки в своем романтическом настроении к работам Е.Гавриловой и акварели других участников: Е. Донягиной «Рождение облаков», Н. Ставровой «Осень. Вода», Е. Бирюковой «Озеро», А. Васильева «Осенний пейзаж», В. Кравчука «На рейде», Е. Бирюковой «Озеро», А. Малышевой «Шерегеш», Е. Юмановой «Путешествие по России», В. Ардашкина «Зимний мотив», Г. Усачевой «Зимние сны», Л. Чесноковой «Закат над Катунью», А. Степановой «Иней», О. Цветковой. Этих мастеров объединяет и сходство натурных точек: они предпочитают писать речные, лесные или горные дали. Но есть, конечно, и более камерные мотивы с уютом городских окраин как «Старый Томск» у Е. Юманой или «Пейзаж с тополями«» В. Белова. Е. Донягина больше других уделяет внимание природному эффекту, неожиданным визуальным аспектам. В листе «Серый день» она рассматривает перспективу через низкий деревянный навес, усиливает плановость изображения, дает композиционную интригу. «Голодная степь» В. Кравчука с низкими крышами построек показана в мареве пыли на фоне знойного заката, что дает почти физическое ощущение раскаленности этого пространства.
Третий жанр, многочисленно представленный на выставке, — натюрморт. В основном, художники написали цветы, размещая их в банках, вазах или совсем без емкостей. В постановочных натюрмортах Т. Беловой, С. Коврижиной, Г. Бухтеевой, И. Грицевой цветы соединяются с предметной средой, напоминая о старинных традициях, в которых любая изображаемая вещь несла в себе не только восхищение видимым миром, но и скрытые символические смыслы. Здесь в акварельных натюрмортах не ставятся задачи символизировать образ, но любование природной формой, желание воссоздать ее совершенство связывает разные художественные эпохи. В букетах Э.Сурниной, В.Васильева, С.Коврижиной, Т. Некрасовой, Л. Ларионовой, где только цветы, написанные без других аксессуаров, больше непосредственности, живого впечатления.
Есть на выставке и работы с выраженным метафорическим началом. Серия больших акварелей А. Дрозда вся насыщена идеей полета, сопоставления динамики и статики. В подвижных линиях и контрастных пятнах цвета едва просматривается предметная форма: летящие птицы, раковины. В работах новосибирского художника С. Меньшикова (приглашенного к участию среди кузбасских мастеров) стильно решены дизайнерские задачи оформления детской книги и календаря на зодиакальную тему. В ряду бесчисленных вариантов календарных разработок с такой тематикой, акварели Меньшикова не выглядят шаблонно. Впрочем, зодиак – только повод для того, чтобы в условной форме, изображающей животных, очень энергично графическими средствами выразить вполне российское, фольклорное представление о сказочных животных. Видно, что этот художник владеет хорошим опытом иллюстратора. Еще одна дизайнерская работа на этой выставке выполнена художницей А. Степановой под названием «Легенды Сибири». Можно предположить, что представленный лист – только один из серии, посвященной этнокультурной тематике. Если автору удастся удержаться от тривиальных приемов выразительности, тема найдет вполне художественное воплощение.
В целом, выставка очень обнадеживает. В ней присутствует не только любовь к пленэрным занятиям акварелью, но и понимание самых широких возможностей этой техники в решении очень разных творческих задач.
текст: Людмила ОЛЕНИЧ