Учитель, пастырь, кормчий
К 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского
Варфоломей рос и укреплялся духовно. Много времени проводил он в уединении и молитве.
Братья Варфоломея женились, но благочестивый юноша не имел никаких стремлений, кроме одного – посвятить всю свою жизнь Богу. Он не один раз просил отца отпустить его, благословив, в монастырь. Но отец просил повременить и позаботиться о немощных и престарелых своих родителях, пока они живы… Покорный и любящий сын исполнил их просьбу, помня о заповеди Божией: «Почитай отца твоего и матерь твою». Варфоломей был истинным утешением для своих родителей в их последние дни. А после кончины отца и матери не сразу отправился он в монастырь, а в течение сорока дней молился об упокоении их душ.
Многие ли имеют к своим родителям настолько великую и преданную любовь, чтобы оставить собственную, пусть и благую, цель ради неустанной заботы о них, старых и немощных, а после смерти – непрестанной молитвенной заботы о спасении их душ? Сколько людей и на менее значимые просьбы родителей отвечают раздражением или своевольным отказом! Всего в этой жизни можно добиться, но ушедших родителей не вернуть никогда. У того, кто не почитает своих родителей, не может быть искренней любви к Богу.
Похоронив родителей, Варфоломей и овдовевший брат его Стефан уходят в непроходимые леса, куда еще не ступала нога человека. В десяти верстах от Хотьковского монастыря братья нашли место для жилья, построили древесные шалаши и церковку, испросив благословения митрополита Феогноста на ее освящение во имя Живоначальной Троицы. Церковь была освящена в 1340 году. Душа Варфоломея ликовала небесной радостью.
К сожалению, Стефан не был подготовлен к суровым условиям отшельнической жизни и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. А Варфоломей остался один. Вскоре после ухода брата, 7 октября 1342 года, он был пострижен в монахи с именем Сергий.
Не каждый может ступить на этот путь и следовать ему. Эту жизнь, полную лишений и сверхчеловеческих трудностей, могут вести только избранники Божии, цельные натуры, сохранившие сердечную чистоту с детства. Несомненно, Варфоломей принадлежал к числу таких цельных натур, всецело устремлённых с самого начала своей сознательной жизни к Богу. Он живет пустынником, в полном безмолвии и стойко выносит все трудности. Обыкновенный человек на его месте повредился бы умом, или погиб от хищных зверей, или, скорее всего, расстался бы с отшельнической жизнью, как это сделал Стефан. Но не таков инок Сергий. Тяжкие испытания ещё сильнее укрепляли его дух. Непоколебимая вера и мощь искренних молитв всегда спасали его. Он боролся и смог отстоять свою веру, свой путь, не смотря ни на что.
И вот что странно: в то далекое время, когда не было никаких средств массовой информации, слава великого подвижника росла. Это при его затворнической жизни, отсутствии связи с людьми! Может быть, сам Бог указал людям дорогу к святому, чтобы посредством назидательных примеров его праведной и смиренной жизни они обрели спасение? Как бы то ни было, появились у Сергия ученики. Несмотря на его предупреждение о великих трудностях и скудости отшельнической жизни, они остались с ним. Сергий не был против, хотя изначально хотел всю оставшуюся жизнь провести в полном уединении. Он с любовью и сердечным теплом принял всех, кто пришёл к нему, и теперь они вместе совершали трудовые и молитвенные подвиги. Каждый трудился сам для себя, строил свою келью. Но Сергий не оставлял никого без помощи и трудился больше всех, не жалея сил и подавая пример другим: таскал брёвна, строил кельи, носил воду, шил одежду, варил пищу. Он не забывал о наставлении Спасителя апостолам: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Марк. 9:35).
Труд в жизни Сергия играл огромную роль. Он ввёл правило – запрет братии ходить из обители по деревням и просить подаяния, даже в случае крайнего недостатка в пропитании. Он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, не выпрошенных подаяний. Сам он подавал пример такого трудолюбия.
Преподобный Сергий не оставлял никого без помощи и трудился больше всех, не жалея сил и подавая пример другим: таскал брёвна, строил кельи, носил воду, шил одежду, варил пищу. Он не забывал о наставлении Спасителя апостолам: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Марк. 9:35)
Конечно же, некоторые из монахов поддавались унынию и малодушию. Они роптали, высказывали недовольства и свои опасения. Но Сергий с любовью и кротостью, без малейшего раздражения увещевал недовольных мудрыми словами, призывал уповать на Бога. Такая вера творила чудеса. Один раз в церковь было привезено неизвестными людьми множество хлеба. В другой раз, когда остро чувствовался недостаток воды, в лесу забил родник. Его даже хотели назвать «Сергиевым источником», но Сергий строго воспретил, зная, что все чудеса – дело рук Божиих, и даны они ради покаяния и исправления пошатнувшихся в вере человеческих душ. И те, кто ранее роптал, стыдились своего поведения и становились твёрже в вере и преодолении искушений.
Преподобный Сергий никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни, не гневался и не падал духом. Мы читаем житие, и перед нами предстаёт мудрый, духовно сильный и вместе с тем кроткий и смиренный человек. Как сказано у Епифания Премудрого, «неложный учитель, добрый пастырь, духовный правитель, добрый наказатель, истинный кормчий».
текст: Андрей ФОМИН