Из коллекции епархиального музея

[lead]Народная икона – это неувядающая ветвь иконописания. Она в родстве с фольклором, с самыми древними формами восприятия. Она живет и в счастливые эпохи, и во времена гонений. Ее не истребило даже уголовное наказание «за религиозную пропаганду» в ХХ веке. Она является источником иконографического разнообразия, обновления иконописного творчества. Она вбирает в себя каноническую модель бытия и являет ее миру, преодолевая людское беспамятство, соединяя нас с тем, что ценили и берегли наши предки.[/lead]

В коллекции епархиального музея значительное место занимают объекты, принадлежащие тому явлению в русском иконописании, которое в науке называется «народной иконой» или примитивом.

История такой иконы уходит в глубокую древность и соседствует с развитием высокопрофессионального церковного искусства. Авторами «народных икон» становились, как правило, жители сел или небольших городов, где был спрос на каноничные, недорогие, но искренно написанные образа. Народный изограф мог заниматься разными видами деятельности, а иконы писать для души. Но чаще все-таки происходило так, что иконописание становилось главным занятием, которому посвящал себя такой художник. В этом случае он начинал активней изучать особые приемы работы с темперными или масляными красками, уделять внимание обработке доски, искать свои приемы выразительности. И всякий раз народный изограф вкладывал в икону не только собственное, очень личное отношение к вере, понимание духовной красоты, но и коллективный идеал прекрасного как проявления образа Божия в человеке.

В Сибири сложились свои приметы «народной иконы»: их трудно назвать только «местными», поскольку сюда привносились стилистические черты иконописания из многих регионов России. И все это объединялось не только в образах на домашних божницах, но и в храмах, построенных в бесчисленных селениях, где жили сибиряки. Иконописание и иконопочитание подчинялись общим законам культурного смешения разных переселенческих традиций.

В экспозиции музея представлены иконы последней трети 19-го – 20 века.

Первая из них – образ «Успения Богородицы», созданный безымянным мастером в конце 19 века на доске, темперными красками, с имитацией позолоты в некоторых деталях. По стилистическим приметам видно, что эта икона написана южнорусским изографом. Здесь изображается Божия Матерь на смертном одре. Возле него собрались апостолы, которые мгновенно оказались в доме умирающей Девы Марии. Они еще прислушиваются к дыханию Богородицы, но душа Ее уже принята Спасителем. Он держит Ее в виде спеленутой девочки, что символизирует безгрешность почившей Божией Матери. Живопись этой иконы по-народному яркая, декоративная. Во внешности персонажей выявляется гуцульский тип красоты: у всех большие темные глаза с мягким, задумчивым взглядом, черты овальных ликов правильные, и все похожи друг на друга как близкие родственники. Но главные участники сцены, Богородица и Спаситель, написаны крупнее, чем и подчеркивается их особое значение среди других.

1546-1547

Образ «Успения Богородицы», созданный безымянным мастером в конце 19 века.

Живопись этой иконы по-народному яркая, декоративная.

Вторая икона посвящена Иисусу Христу, где Он представлен как Вседержитель. Имя художника тоже нам неизвестно, понятно только, что этот образ принадлежит уже 20 веку. Изограф написал Спасителя на грубо обработанной доске. Использованы масляные краски без грунта, они не очень сгармонированы. Но при этом образ вполне целостный, бесконечно милосердный, что достигается особыми приемами изображения лика Спасителя. Он молод, длинные волосы спускаются на плечи, нежное лицо обрамляется короткой бородой. И совсем неожиданно выглядят широко открытые голубые глаза, в которых есть и благость, и бесконечное знание обо всем в этом мире. Такая икона, судя по всему, была написана очень быстро в каких-то сложных условиях жизни, может быть, для тайной маленькой божницы ссыльного монаха.

На следующей иконе (тоже без авторской подписи) представлен святой Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святителей. Конечно, и здесь иконописец ориентируется на устойчивые образцы изображения этого святого. Доска тщательно подготовлена для живописи, выполненной масляными красками. Преподобный написан во весь рост, в епископском облачении, в проповеднической позе. Над ним – благославляющий Спаситель и Богородица, вручающая святителю омофор. Но в трактовке лика преобладают именно народные представления о благообразии, добродетелях человека. Напряженность и одновременно самоуглубленность взгляда, впалые щеки седовласого старца, статичность позы придают силу его облику и сочетаются с идеалом духовного совершенства. Интересно пространство позади фигуры Николая Угодника: одну четвертую часть доски с зеленым цветом фона занимает бурное синее море с дальней церковью на берегу. Благодаря этому раскрываются и некоторые житийные аспекты его образа: мощи святителя были доставлены из Мир Ликийских в г. Бари морскими разбойниками.

И еще один образ святителя Николая, как и первый, по времени создания относится к 20 веку. Анонимный художник написал его на холсте масляными красками. Изображение ориентировано на многие известные канонические иконы этого святителя. Здесь интересно то, что иконописец, передавая свое благоговейное отношение к святому епископу, сделал его старчество условным. Седые волосы, борода, высокое чело соединяются с голубоглазым молодым лицом. Это придает особое целомудрие и чудесную притягательность облику св. Николая, через выявление вневременных аспектов образа. Такая трактовка тоже соответствует народному пониманию благочестия.

В 20 веке икона не ушла из быта русских людей, но чаще они начинают пользоваться репродукциями с образами святых. То, что написанная красками народная икона продолжала существовать и на фоне атеистических преследований, свидетельствует о крепости веры ее создателей.

текст: Людмила ОЛЕНИЧ