• Святитель Василий Великий

[lead]Мы только что слышали прочитанное начало… евангельской книги. В начале бе (было) Слово, и Слово бе (было) у Бога, и Бог (Богом — в греч. без артикля) бе (было) Слово.[/lead]

1543-1544

Намеревающийся передать нам богословие о Сыне Божьем положил слову своему не другое какое начало, как начало всяческих. Дух Святой знал восстающих на славу Единородного; предвидел тех, которые будут предлагать нам ложные размышления, изобретаемые ими к гибели слушателей; а именно: «Если Сын рожден, то не был; и прежде нежели рожден, Его не было; и: из небытия пришел в самостоятельность»…

Да не приводит тебя в обман кто-нибудь многозначительностью сказанного. Ибо много начал у многих вещей этой жизни. Но одно начало — превыше всего… Началами называются также гражданские власти, высочайшие достоинства; но эти начала служат началом только для некоторых, и каждое есть начало в отношении к чему-либо одному. Ибо начало черты — точка, начало поверхности — черта, а начало тела — поверхность. И начала сложного слова — буквы.

Но не таково это Начало. Ибо ни с чем оно не связано, ничему не подчинено, не в отношении к чему-либо рассматривается, но свободно и независимо, отрешено от всякого отношения к другому; за него не преступает понимание; для него нельзя и найти чего-либо запредельного. Ибо, если станешь усиливаться представлением ума перейти за это начало, то найдешь, что оно само идет впереди тебя и предваряет твои мысли. Дай уму своему идти, сколько хочет, и простираться выше и выше; потом найдешь, что ум, после тысячекратных скитаний и после напрасных усилий, опять возвращается к самому себе, потому что не может оставить начало ниже себя. Поэтому всегда оказывается, что начало простирается далее мыслимого и обширнее его.

Итак: в начале бе Слово. О чудо! Как все слова равносильно сопряжены между собою! Слово бе (было), равнозначно с словом в начале. Где хулитель? Где язык христоборный, говорящий: «Было некогда, когда Он не был?» — Слушай, что говорит Евангелие: в начале бе. А если был в начале, то когда же не был? Нечестие ли их оплакивать мне или с отвращением смотреть на их невежество? Но «прежде нежели рожден, Его не было»? Но знаешь ли «когда» рожден, чтобы это «прежде» относить ко времени? Ибо «прежде» — выражение времени, предполагающее давность одного сравнительно с другим. А есть ли сообразность, чтобы Творец времени имел рождение, подлежащее именованиям, употребляемым о времени? Итак: в начале бе. Если не отступишь от этого бе, то лукавой хуле не дашь никакого доступа. Как находящиеся в море, когда держатся на двух якорях, презирают бурю; так и ты, если душа твоя будет укрыта под защитой этих слов, посмеешься этому лукавому смятению, какое духи злобы производят в мире, приводя в колебание веру многих.

Но мысль наша доискивается: кто бе в начале? Сказано: Слово. Какое слово? Человеческое ли слово? или слово ангельское? Так, Апостол открыл нам, что и Ангелы имеют свой собственный язык, когда сказал: если я говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1). Притом понятие слова двояко: есть слово, произносимое голосом, но по произношении исчезает в воздухе; и есть слово внутреннее, заключенное в сердцах наших, мысленное и другое искусственное слово.

Поэтому смотри, чтобы не ввела тебя в обман похожее произношение слова. Ибо как быть в начале человеческому слову, когда человек получил начало бытия уже потом? Прежде человека — звери, прежде человека — скоты, все пресмыкающиеся, все живущее на суше и в воде, птицы небесные, звезды, солнце, луна, растения, семена, земля, море, небо; поэтому не человеческое слово бе (было) в начале; но и не ангельское; потому что всякая тварь позднее веков от Творца получила начало бытия. Но и слово в сердце, и оно новее каждого мысленного предмета.

Напротив того, боголепно понимай Слово. Ибо беседующий с тобою об Единородном, Его наименовал Словом, как несколько после называет Его светом, и жизнию, и воскресением. И ты, слыша слово: «свет», не обращаешься к этому чувственному и глазам видимому свету; и слыша выражение: «жизнь», не разумеешь сей общей жизни, какою живут и бессловесные; так слыша и речение: «слово», остерегайся, чтобы, по немощи своей мысли, не увлечься в мысли, ползающие по земле и низкие, но исследуй смысл выражения. Почему Слово? Чтобы показано было, что произошел из ума. Почему Слово? Потому что рожден бесстрастно. Почему Слово? Потому что Сын — образ Родившегося, всецело показывающий в Себе Родившего, ничего не отделивший от Него, и Сам в Себе совершенный, как и наше слово изображает собою целое наше понятие. Ибо что помыслили мы в сердце, то же самое произнесли речью; и выговоренное есть изображение сердечного мышления, потому что слово произносится от избытка сердца. Сердце наше есть как бы некоторый источник, а произносимое слово — как бы некоторый ручей, текущий из этого источника. Поэтому утекает столько же, сколько источено первоначально; какое сокровенное, такое и обнаруженное. Итак, наименовал Словом, чтобы изобразить тебе бесстрастное рождение Отца, изложить богословское учение о совершенном существовании Сына, а через это показал довременное единение Сына со Отцом. Ибо и наше слово — порождение ума, рождаемое бесстрастно; оно не отсекается, не отделяется, не истекает; но всецелый ум, пребывая в собственном своем составе, производит всецелое и совершенное слово; и происшедшее слово заключает в себе всю силу породившего ума. Почему, что благочестиво, то из речения: «слово», бери в богословие об Единородном; а что найдешь несходным и видимо несообразным, того избегай и всеми мерами старайся то миновать.

В начале было Слово. А если бы сказал: в начале был Сын, то с наименованием Сына привносилось бы у тебя понятие о страсти; потому что рождаемое у нас рождается во времени, рождается со страстью. Поэтому предварительно наименовал Словом, предупреждая неприличные предположения, чтобы душу твою сохранить не повреждений.

И Слово бе у Бога. Опять бе, ради говорящих хульно, что Сына не было. Где было Слово? Не в месте, потому что не объемлется местом беспредельное. Где же было? У Бога. Отец не в месте, и Сын не в каком-либо объеме, и не в известном очертании заключен; но как бесконечен Отец, так бесконечен и Сын. Что ни представишь умом, куда ни пойдешь духом своим, — найдешь, что всюду сораспростерта Ипостась Сына.

И Слово бе у Бога. Подивись точности каждого слова; не сказал: в Боге было Слово, но у Бога, чтобы изобразить отличительное свойство Ипостаси. Не сказал: в Боге, чтобы не подать повода к слиянию Ипостаси. Ибо лукава и эта хула, когда стараются все смешать, говорят, что одно подлежащее — Отец и Сын и Святой Дух, но одному предмету даны различные наименования. Лукаво это нечестие; его не менее должно бегать, как и тех, которые хульно утверждают, что Сын Божий по сущности не подобен Богу и Отцу.

И Слово бе у Бога. Речением: слово, воспользовавшись для того, чтобы показать бесстрастие в рождении, вскоре потом устранил и вред, какой могли бы извлечь и из самого речения: Слово. И как бы сам себя спасая от клеветы хулителей, говорит: что такое Слово? — Бог бе Слово. Не ухищряйся в каких-то различениях слов и, по своей злонамеренности, не наноси никакой хулы учению Духа. Тебе дано определение: покорись Господу. Бог бе Слово.

Сей бе искони у Бога (Оно было в начале у Бога — синод. перевод). Евангелист опять в немногих словах сокращенно излагает все свое богословие, какое передал нам об Единородном. Кто Сей (Этот)? Сей Слово-Бог. Ибо когда довел в тебе до правильности понятие о Нем, посредством учения как бы напечатлел в душе твоей неведомое, и вселил бы в сердце твоем Слово-Христа: тогда говорит: Сей. Каков Сей? Не обращай взоров вовне, теряя из виду Того, Кто показан тебе этим указательным речением; но войди в советницу своей души, и о Ком научен, что Он — Бог Сущий в начале, происшедший как Слово, и Сущий у Бога, Того познав, Тому почудившись, и поклонившись Владыке своему, утвердившемуся в тебе посредством учения, познай, что Сей бе искон`и, то есть всегда у Бога Отца Своего.

Храните немногие речения, как печать запечатлев в своей памяти. Они будут нерушимой стеной при устремлении нападающих; они — спасительное ограждение для душ от нападающих. Придет ли кто к тебе, и скажет: «Не сущий рожден; ибо если был, то как рожден?» — Ты как демонского голоса бегай этой хулы на славу Единородного; а сам возвратись и прибегни к евангельским словам: в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе слово. Сей бе искон`и у Бога. Четырекратно скажи: бе, и отразишь это их: «не был».

Эти основания веры да будут незыблемы. На них, Бог даст, будут созидать и прочее. Ибо не возможно беседовать с вами вдруг о всем: иначе продолжительностью слова сделаем для вас бесполезным трудолюбиво собранное. Мысль, не имея сил обнять все одним разом, подвергнется тому же, что терпит чрево, которое при излишестве насыщения не способно переваривать сообщаемого ему. Потому желаю вам, чтобы вы усладились вкушением и воспользовались предложенным. А я готов служить вам и прочим, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.

иерей Владимир КРИЦАК