Мирное противостояние

[lead]«Славянское язычество не оказало фанатического сопротивления христианству, не было организовано, не имело ни письменности, ни разработанного культа — но всё это только сделало его особенно живучим и опасным. Это язычество «мягкое», природное, глубоко связанное с «естественной» жизнью — христианство же долго было иностранной религией, и даже вдвойне иностранной: греческой и княжеской — то есть находившей себе опору в варяжской дружине, составлявшей государственное ядро Руси. Для своего принятия оно требовало просвещения, было книжным по самой своей природе… «Язычество не умерло и не было обессилено сразу, — пишет о. Г. Флоровский. – В смутных глубинах народного подсознания, как в каком-то историческом подполье, продолжалась своя уже потаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная… Заимствованная византино-христианская культура не стала «общенародной» сразу, а долгое время была достоянием и стяжанием книжного или культурного меньшинства».

(Протоиерей Александр Шмеман «Исторический путь православия»)

[/lead]
1516-1517

Согласившись с тем, что сказано выше, я бы отметил ещё один аспект взаимодействия и взаимопроникновения двух различных вер и культов в Киевской Руси, а именно постепенный и относительно мирный характер этого процесса. Конечно, мы знаем, что было несколько восстаний, возглавляемых волхвами, но причиной их явились неурожаи и голод, а волхвы только пытались воспользоваться социальным недовольством в своих интересах. По сути это было противостояние народа и власти, но не противостояние религий. Терпением, смирением и неустанной проповедью Православная Церковь открывала русскому народу свет Евангельской Истины, зачастую её представители личным примером свидетельствовали о ней. Такими были первые страстотерпцы Борис и Глеб, показавшие пример смирения и принявшие смерть от своего старшего брата Святополка, прозванного в народе «Окаянным»; таким был преподобный Феодосий Печерский, основатель одной из первых церковных библиотек на Руси, давший к тому же пример самоотречения и аскетизма, когда на период всего Великого поста заточал себя в пещере; таким был святитель Кирилл Туровский, один из первых русских писателей и просветителей, это его современники называли «русским Златоустом»; таким был иконописец преподобный Авраамий Смоленский; а преподобный священномученик Кукша Печёрский в 1115 году отправился в глухие, отдалённые владения язычников вятичей, где проповедовал и принял от них мученическую смерть. И в целом христианская церковь ориентировалась не на искоренение прежних верований, а, скорее, на замещение и вытеснение их. Так православные храмы старались строить на тех же местах, где прежде были языческие капища. Культы языческих богов замещались почитанием христианских святых, например, Перун — Илья-пророк, Велес — святой Власий или Николай Чудотворец, а главные языческие празднества совмещались с христианскими — Иван Купала с рождеством Иоанна Крестителя, Масленица с Сырной седьмицей и приготовлением к Великому посту. Но и язычество оказало влияние на христианство, до этого далёкое от повседневного крестьянского быта славян, где к каждому виду деятельности был приставлен свой бог или, по крайней мере, дух… В ответ на это в христианстве выделились святые-покровители разных профессий и ремёсел  — к примеру: мученица Агафья покровительствовала рогатому скоту, преподобные Зосима и Савватий стали хранителями пчел, святой Тихон помогал виноградарям и виноделам, учителя и преподаватели оказались под защитой святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, студенты и сегодня празднуют Татьянин день, а Пётр и Февронья помогают молодым семьям, мученик Пантелеимон защищает больных и нищих, великомученица Варвара Илиопольская бережёт шахтёров и горнорабочих, Георгий Победоносец укрепляет дух русского воинства.

Христианство почти двести пятьдесят лет осваивалось среди славян, превратив их из разрозненных племён в один народ с собственной письменностью и государством, с бурно развивающимся зодчеством, живописью, литературой

Так христианство почти двести пятьдесят лет осваивалось среди восточных славян, превратив их из разрозненных племён в один народ с собственной письменностью и государством, с бурно развивающимся зодчеством, живописью, литературой. Грамотность становится повсеместной. Укрепляются ремёсла и торговля. Русь становится наравне с ведущими державами своего времени. Во всём этом становлении ведущую роль играла Православная Церковь, мирно, терпеливо, смиренно наставляя паству на путь истинный. Это удивительно само по себе, так как нам известны совсем другие примеры взаимодействия религий — начиная с иконоборческих гонений в Византии, вспомним множество крестовых походов, действия средневековой инквизиции, религиозные войны Европы, припомним здесь и уже близкие к нам чудовищные репрессии против Церкви со стороны советской атеистической власти. Но именно терпение, именно терпимость, проповедуемая Церковью, сделала русских народом способным выстоять в страшном горниле грядущих исторических перемен, выдержать татаро-монгольское иго, пережить разрушение государства и возродиться, сплотившись во имя Православия.

текст: Андрей ПРАВДА