В последние два десятилетия в России много говорится о возрождении казачества. Но что такое казачество и кто такие казаки? Попробуем ответить на этот вопрос.

Слово казак в русском языке имело множество значений: от «гарнизонный солдат» (городовой казак) до криминального элемента и маргинала (разбойный казак).

Донские казаки постепенно вошли в состав русского народа, правда сохраняя особое самосознание. Однако изначально они, вполне возможно, являлись особой народностью, по крайней мере, Московское царство осуществляло сношения до 1643 года с ними через Посольский приказ, то есть как с иностранным государством. То же касается и кубанских казаков.

Но вот сибирские казаки, без сомнения, со дня своего появления являлись служилым сословием и охраняли самую большую по протяжённости часть границы Российской империи. С этой задачей лучше них никто справиться не мог.

Возникает вопрос: что сегодня реально возрождается из казачьего наследия? Многие всёрьёз увлечены темой казачества, но только пытаются подражать казакам, словно дети, начитавшиеся романов Фенимора Купера и Майн Рида, играющие в индейцев.

Разумеется, существует немало казачьих организаций, которые по-настоящему заняты делом. Они ведут патриотическую работу с молодёжью, занимаются поиском решения различных проблем современности. Это, безусловно, похвально. Но могут ли современные казаки научить людей строить остроги, разбивать биваки на открытом месте, противостоять более многочисленному противнику и брать «языка»?

К сожалению, в дело возрождения казачества вмешивается фальшь и тяга к внешним, дешёвым эффектам.

Впрочем, всё это грустно, но вполне поправимо. А коль есть понимание того, что надо делать, и видение недостатков и ошибок, найдутся способы их искоренения и исправления.

текст: Денис ГУЛЯЕВ