Символизм
Через видимый образ – к непостижимому
В наше время мало кто различает смыслы понятий «знак» и «символ». Язык упрощается, и вместе с этим от христиан ускользает исконное значение очень многих слов. Знак несет земную информацию, а символ указывает на Божественное. Знаком можно приказать, сложить и вычесть. Символ связывает человека и все, что надрационально, не объяснимо обычными словами.
Первые христиане начали создавать свое искусство очень рано, еще в эпоху гонений. В 3 — 4 В. в катакомбах, где были христианские захоронения, появились живописные и скульптурные изображения символического характера. Так новая христианская культура утверждала свое миропонимание, через видимый образ поднимаясь к непостижимому. Высшее знание стали понимать как свет духовный, таинственно вошедший в символы. Так появились изображения рыбы с хлебами, агнца, павлина, виноградной лозы. С тех пор в христианском искусстве предметы и живые существа преображаются, теряют свои земные функции и становятся указанием на Царствие Небесное.
Через столетия в западноевропейском искусстве многое изменится. Уже в эпоху Раннего Возрождения начинается упрощение христианских символов. Они обрели двойные назначения: одна и та же форма теперь несет и вполне житейские смыслы, и является эмблемой, назиданием. Так рождалось светское искусство. Например, в шедевре А. Дюрера «Поклонение волхвов» на первом плане, рядом с Девой Марией из каменной постройки пробивается стебель травы, а на нем — бабочка. Все написано очень живо, трепетно. Эта естественность прикрывает символическое значение образа — быть указанием на бессмертие души.
Символ связывает человека и все, что надрационально, не объяснимо обычными словами
Из большой картины постепенно выделились отдельные фрагменты и превратились в самостоятельные жанры. Особенно быстро развивался портрет. У Лукаса Кранаха Старшего образы Мадонны почти не отличаются от портретов молодых женщин, написанных этим же мастером. Разница только в некоторых аксессуарах. В картине на дереве «Мадонна с младенцем» из музея им. Пушкина Дева Мария, написанная с распущенными золотистыми волосами, правой рукой придерживает Младенца Христа, а левой рукой несет виноградную гроздь — главный евхаристический символ. Виноград изображен очень натурально, являя полноту жизни. Здесь еще сохраняется благоговение перед совершенством Божественного творения, стремление его прославить. В следующие столетия изменится мироотношение, и уже по-другому художники будут использовать первоначальные символы.
текст:
Людмила ОЛЕНИЧ