• Святитель Иоанн Златоуст

О предательстве Иудой Христа

Не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан; или лучше предайся унынию и плачь горько, но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде, потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу; преданный сидит сегодня справа от Отца на небесах, а предавший находится сегодня в аду, ожидая неизбежного наказания. О нем плачь и воздыхай, о нем скорби, как и Владыка наш плакал о нем. Увидев его, говорится [в Писании], «возмутился духом, и сказал: один из вас предаст Меня» (Иоан. 13:21). О, сколь велико милосердие Владыки: преданный скорбит о предавшем! Увидев его, говорит [евангелист], «возмутился духом, и сказал: один из вас предаст Меня». Для чего Он опечалился? Для того, чтобы показать любовь Свою и вместе научить нас, что не того, кто терпит зло, а того, кто причиняет зло, нужно постоянно оплакивать.

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Матф. 26:14–15)… Не без цели сказано это: «тогда», — говорящий Духом не говорит напрасно и без цели. Что же значит это «тогда»? Перед тем самым временем, перед тем самым часом приходила блудница, «с алавастровым сосудом мира», и возлила этот елей на главу Господа (Матф. 26:7). Сила Учителя была такова, что она привлекала и блудниц к повиновению Ему.

Почему же, скажешь, обращавший блудниц не в силах был привлечь к себе ученика? Он в силах был привлечь к себе ученика, но не хотел сделать его добрым по необходимости и привлечь к Себе насильно.

«Тогда пошел». Немаловажный предмет для размышления заключается и в этом слове: «пошел»; не быв призван первосвященниками, не быв принужден необходимостью или силой, но сам по себе и от себя он произвел коварство и предпринял такое намерение, не имея никого сообщником этого нечестия.

В самое время предательства, когда вышли на него «с фонарями и светильниками и оружием», Он говорит им: «кого ищете?» (Иоан. 18:3–4) Они не знали Того, Кого намеревались взять. Так далек был Иуда от возможности предать Его, что даже не видел присутствия Того, Кого намеревался предать, тогда как были светильники и столько света. На это дал указание и евангелист, сказав: они имели «фонари и светильники», и не видели Его.

Не того, кто терпит зло, а того, кто причиняет зло, нужно постоянно оплакивать

Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его (Иуду) на свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами и словами, поставил его выше бесов, сделал способным совершать многие чудеса, устрашал угрозой геенны, вразумлял обетованием царства, постоянно обличал тайные его помышления, омыл ноги его вместе с прочими [учениками], сделал участником Своей вечери и трапезы, но тот добровольно остался неис-правимым, ведь, предав Христа, он бросил тридцать сребреников и сказал: «согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27:4).

«Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» «Они предложили», говорит евангелист, «ему тридцать сребреников» (Матф. 26:15); предложили цену за кровь, не имеющую цены.

О, человеколюбие Христово! О, безумие, о, неистовство Иуды! Этот продал Его за тридцать динариев, а Христос и после того не отказался бы самую проданную кровь Свою отдать продавшему «во оставление грехов», если бы этот захотел. Ведь и Иуда присутствовал и участвовал в священной трапезе.