Уважаемые читатели! Мы начинаем новый цикл статей на историческую тему. Предметом нашего рассмотрения будет Русское Православие. История Русской Православной Церкви тесно переплетается с судьбами русского народа, его развитием и государственным становлением, но это не просто история, а история духовности и её влияния на жизнь страны. Не всё нам известно о том, что и как было. До сих пор ведутся ожесточённые споры по тому или иному вопросу, до сих пор скрываются тайны во тьме веков… И наша задача, если и не разрешить эти споры, не открыть тайны, то, хотя бы, зажечь интерес в ваших умах и душах. И если нам это удастся, я уверен, история оживёт, прошлое станет ближе к нам, станет яснее и определеннее наше будущее.

gazetaglagol2014yanvar006

Что такое путь из варяг в греки и от греков к варягам — все знают, так же, как и то, что именно по этому пути пришли к нам с севера варяги, ставшие у нас князьями, а с юга пришли греки, принесшие нам христианство. Однако до сих пор остаётся открытым вопрос, почему именно христианство было воспринято восточными славянами и, что тоже важно, — когда это произошло. Известно, что христианство стало проникать на земли восточных славян задолго до крещения Руси князем Владимиром. Во первых до Владимира уже более пятисот лет процесс христианизации шёл в западной Европе, и был он далеко не пассивным — христианские миссионеры делали всё возможное, дабы пролить свет в души язычников. Особо преуспеть в этом стремились представители Восточной Римской империи — Византии, на то время государства огромного и влиятельного. Они понимали, что только силой покорить многочисленные воинственные племена соседей невозможно, нужна идея, нужна общая вера. Византия была могущественной христианской державой, рядом существовала не менее могущественная Хазария, где долгое время мирно уживались три на сегодняшний день мировые религии — ислам, иудаизм и христианство. Это потом, как раз к крещению Руси, Хазарский каганат стал преимущественно исламским. История более ранних случаев проникновения христианства в среду восточных славян доподлинно не известна. Самым первым в летописях стало упоминание о так называемом первом крещении Руси киевским князем Аскольдом, но и эти сведения неполны, отрывочны и противоречивы. Хотя, из того, что есть, можно сделать реконструкцию — так сказать, домыслить то, что могло произойти в те столь отдалённые от нас времена. Я изложу здесь свою версию тех событий, а искушённый читатель вправе не согласиться со мной и выдвинуть свою.

Итак, как я уже говорил, всем известно, что точных сведений об Аскольде нет. Был он славянином, потомком легендарного Кия, или же он был скандинавом вместе с другими варягами, пришедшими править нами, предстоит ещё выяснить, но известно, что Аскольд со своей дружиной пришёл в Киев, где жили поляне, не имевшие князя и платившие дань мусульманам хазарам. Он отбил полян у хазар и стал править в Киеве. Но просто править было скучно, и вот, сколотив на скорую руку двести ладей и посадив в каждую по сорок воинов, он отправился развеяться, как говорится — людей посмотреть, да себя показать. К тому ж путь к «столицам» был торным, тем самым путём из варяг в греки. Византия, почитай, была в шаговой доступности от Киева. Так вот, изрядно показав удаль молодецкую, разграбив окрестности, он подступил к стенам Константинополя, где в то время правил император Михаил, а патриархом был Фотий. Устрашил он их весьма. И они, не надеясь на свои вооружённые силы, обратились к Господу с молитвой.

Господь услышал их и послал страшную бурю и шторм к берегам византийским. Флот Аскольда был рассеян, а сам он, скорее всего, попал в плен. Что же им было с ним делать? Казнить? Но это было бы слишком банально, к тому же пришли бы другие, чтобы отомстить. Продать в рабство? Но кому он нужен — такой буйный? И они решили поступить иначе. Они предложили Аскольду свободу взамен на то, что он сам примет крещение и покрестит своих приближённых. Что ему было терять, кроме своих цепей, да и в своей языческой вере он, скорее всего, был не слишком твёрд. Он стал христианином, получил свободу и с остатком своего войска отправился восвояси, к тому ж ещё и денег получив на дорожку. Но вместе с ним на север отправились новые друзья — братья христиане — небольшой миссионерский отряд. Вернувшись в Киев, он стал выполнять свои обещания — стали строиться храмы, появились первые приходы… Об этом ничего не знали северные соседи новгородцы, у которых в князьях были варяги Рюриковичи. И вот тогдашний их князь Олег, стремясь расширить свои владения, с языческим коварством убил Аскольда и сам стал править в Киеве. Процесс крещения приостановился почти на сто двадцать лет, но семена истины были брошены. Как жилось христианам среди язычников, точно не известно, но следующей крестилась княгиня Ольга, опять же в Константинополе, но вот ей уже никто не мешал исповедоваться и причащаться, и немалое влияние оказывать если не сына Святослава, то на внука Владимира, что, скорее всего, и предопределило следующее крещение Руси, но об этом мы поговорим в нашем февральском номере газеты.

Заговор молчания

В иностранных источниках отсутствуют сведения о крещении Руси около 988 г. В 1888 г., в связи с 900-летием «Владимiрова крещения», Ф.Фортинский проделал специальное исследование, отыскивая об этом хотя бы малейшие намеки в европейских хрониках и документах. Результат был ошеломляющий: ни в одном тексте не нашлось никаких сведений по поводу христианизации Руси в конце X в. Ни польские, чешские, венгерские, немецкие источники — не говоря уж об итальянских, французских или английских — не упоминают этого события. Единственное исключение — Титмар Мерзебургский, хотя и он знает только личное крещение великого князя в связи с его вступлением в брак, ничего не говоря об обращении страны или народа.

Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным. Крещение Владимiра было делом Константинопольской патриархии, однако ни одна греческая хроника конца X—XI вв. ничего не сообщает об этом событии…

Отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимiром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г. христианство утратило значение государственной религии, в глазах Эйкумены Русь оставалась христианской страной. Временная потеря новой верой своих позиций не могла расшатать общепринятое представление, а обращение Владимiра окончательно решило спор между религиозными системами в пользу христианства.

Проф. Михаил Брайчевский

текст:
Андрей ПРАВДА